Красовский Степан Акимович

Красовский Степан Акимович

12.03.2019 0 Автор Администратор

Красовский Степан Акимович, маршал авиации СССР, Герой Советского Союза.

Биография: Степан Акимович Красовский родился 7 августа 1897 года в селе Глухи, Быховского района, Могилевской области, в семье крестьянина. Уже в раннем возрасте познал трудовую крестьянскую жизнь. До 1910 года учился в сельской школе, а затем в Быховском высшем начальном училище.

Красовский Степан Акимович

Красовский Степан Акимович

В 1915 году после окончания училища поступил в Селецкое почтово-телеграфное отделение учеником телеграфиста. В мае 1916 года был призван на службу в царскую армию. Из Сибирского запасного батальона Красовского, где он проходил первоначальную подготовку молодого солдата, в числе наиболее грамотных солдат, в составе учебной команды, посылают на курсы радиотелеграфистов Западного фронта.

В декабре 1916 года, получив звание ефрейтора и назначение на должность начальника радиостанции, он был направлен на Западный фронт, в 20-й армейский корпус.

В марте 1917 года его радиостанцию вместе с боевым расчетом передали 25-му корпусному авиационному отряду. С этого времени и началась непрерывная служба С. А. Красовского в военной авиации. Пребывание на фронте, общение с революционно настроенными товарищами быстро меняли взгляды вчерашних крестьянских парней, будили их классовое сознание.

Наивные представления о незыблемости буржуазно-помещичьего господства, которые внушались в семье, в школе, в церкви, улетучивались под влиянием большевистских агитаторов в армии.

Летом 1917 года активисты организованного в 25-м авиационном отряде политического кружка, куда вошли мотористы, связисты и другие технически грамотные солдаты, решили образовать группу сочувствующих большевикам. Председателем ее был избран шофер Г. А. Глебовский, а секретарем- С. А. Красовский. Эта группа и составила впоследствии ядро партийной организации авиаотряда. В сентябре 1917 года Красовский был арестован за революционную деятельность чиновниками Временного правительства.

После победы Октябрьской революции солдаты 25-го авиационного отряда, в котором служил С. А. Красовский, провозгласили свой отряд красногвардейским.

В 1918-1919 годах он исполнял обязанности секретаря партячейки РКП(б) 2-й Тверской авиагруппы, служил мотористом и начальником связи в 33-м социалистическом авиаотряде на Уральском и Восточном фронтах, успел освоить еще одну из ведущих профессий в авиации того времени- летчика-наблюдателя.

Осенью 1919 года 33-й авиаотряд был переброшен в Астрахань, в состав 11-й армии. Прежний его военком- Г. А. Глебовский- вскоре стал комиссаром 1-го истребительного авиадивизиона Волжско- Каспийской флотилии. На его место в авиаотряде выдвинули С. А. Красовского. В Астрахани он впервые познакомился с С. М. Кировым, бывшим в то время членом Военного совета 11-й армии.

В конце апреля 1920 года 11-я армия вступила в столицу Азербайджана. В боях за освобождение Баку отличились авиаторы 33-го отряда. Не зная устали, советские летчики совершали боевые полеты на разведку и бомбометание вражеских позиций вплоть до полного разгрома контрреволюционных банд мусаватистов и дашнаков, остатков белогвардейцев в горных районах.

Вплоть до октября 1926 года он был комиссаром в различных авиационных частях на Кавказе, затем в Московском военном округе.

В октябре 1926 года С. А. Красовский направляется командованием на Курсы усовершенствования начсостава ВВС РККА. После их окончания начался новый этап в его службе: деятельность на посту командира- единоначальника.

С ноября 1927 по март 1934 года С. А. Красовский был командиром-военкомом 3-го авиационного отряда Московского военного округа, носившего имя Ивановских рабочих.

В 1931 году командиру отряда и его помощнику первым в Военно-Воздушных Силах были вручены нагрудные знаки «Отличный воздушный боец». Это явилось признанием больших успехов всех авиаторов и командования 3-го авиационного отряда имени Ивановских рабочих.

Постановлением ЦИК СССР от 27 октября 1932 года Степан Акимович Красовский за безаварийную работу и высокие показатели в учебно-боевой подготовке 3-го авиаотряда был награжден орденом Красной Звезды.

Свыше 7 лет С. А. Красовский руководил 3-м авиаотрядом имени Ивановских рабочих. Как он сам отмечает, эти годы «дали ему большой опыт в командовании отдельной частью». Последующие полтора года службы, с весны 1934 до осени 1935 года, были связаны с командованием 253-й штурмовой авиабригадой Ленинградского военного округа.

«Здесь мне впервые- пишет Красовский в своей автобиографии- пришлось самостоятельно руководить крупным соединением в период его формирования».

На осенних учениях 1935 года авиабригада действовала совместно с механизированным корпусом. Итоги выучки летчиков, которыми командовал комбриг Красовский, получили высокую оценку присутствовавшего на учениях заместителя Наркома обороны Маршала Советского Союза М. Н. Тухачевского. Степан Акимович приказом Наркома был награжден именными золотыми часами. А вскоре по распоряжению начальника ВВС Я. И. Алксниса был направлен на учебу на оперативный факультет Военно-воздушной академии.

По окончании оперативного факультета академии Красовский снова возвратился в Ленинградский военный округ, но теперь уже командиром 147-й авиационной бригады, на вооружении которой находились скоростные бомбардировщики типа «СБ- 5».

Вскоре он назначается на должность командира 4-го тяжелобомбардировочного авиационного корпуса. В 1938-1939 годах С. А. Красовский возглавляет один из районов авиационного базирования. С небольшой группой командиров он проделал значительную работу по подготовке базирования авиации на Кольском полуострове.

Командиры вели поиски площадок, пригодных под аэродромы. Летом 1939 года здесь развернули работы инженерно- строительные батальоны. В конце ноября 1939 года началась советско-финляндская война. С. А. Красовский принимал в ней участие, будучи командиром Мурманской авиабригады и одновременно исполняя должность помощника командующего ВВС 14-й армии.

После окончания боевых действий Красовский- начальник военного авиационного училища. В июне 1940 года ему было присвоено звание генерал- майора авиации, а через полгода он становится помощником командующего ВВС Северо- Кавказского военного округа по военно- учебным заведениям. На этом посту и застала его Великая Отечественная война.

Характеризуя боевую деятельность генерала Красовского в годы Великой Отечественной войны, прежде всего следует подчеркнуть, что почти вся она неразрывно связана со 2-й воздушной армией. Но при этом необходимо сделать некоторые оговорки.

До этого Красовский возглавлял ВВС Северо- Кавказского военного округа с августа по октябрь 1941 года, а затем 56-й армии, с октября 1941 года по январь 1942 года.

В тот период он принял непосредственное участие в оборонительной и наступательной операциях 1941 года под Ростовом-на-Дону. В январе 1942 года Степан Акимович вступил в командование Военно-Воздушными Силами Брянского фронта, а с весны приступил к формированию 2-й воздушной армии и стал ее командующим. 

Немаловажную страницу в боевой биографии генерала представляет служба на Юго-Западном фронте в период Сталинградской битвы. Дело в том, что в июле 1942 года 2-я воздушная армия ‚была передана в состав Воронежского фронта, которым командовал генерал Н. Ф. Ватутин.

Из наградного листа к ордену «Красного Знамени»:

«Командующий 2-й Воздушной армии Воронежского фронта, генерал- майор авиации Красовский Степан Акимович участвует в Отечественной войне с августа 1941 года в должностях: командующего ВВС 56-й отдельной армии Брянского фронта и командующим 2-й Воздушной армии.

2-я Воздушная армия в проводимой Воронежской операции с 15 по 23 сентября 1942 года показала отличные образцы боевой работы по взаимодействию с наземными войсками и имеются положительные отзывы о работе авиации наземных войск и военных советов армий.

За период 15- 23.09.1942 года произведено: 1836 самолето- вылетов, из коих ночью 913. В результате боевых вылетов произведено 30 воздушных боев, сбито 8 самолетов противника, уничтожено на земле 14. Уничтожено и выведено из строя танков противника- 72, автомашин- 372, взорвано поездов с боеприпасами- 2, складов- 36, складов ГСМ- 14, подвод- 241, подавлено артиллерийских и минометных батарей противника- 48. Уничтожено пехоты до 2-х батальонов».

Хотя совместная работа с Ватутиным Н.Ф. и не была продолжительной, деловые качества Красовского понравились командующему фронтом. И когда Ставка предложила в октябре 1942 года Ватутину организовать Юго-Западный фронт, он обратился к И. В. Сталину с просьбой назначить заместителем командующего фронтом по авиации С. А. Красовского. Разрешение было дано.

В результате Степан Акимович, совсем недавно завершивший формирование 2-й воздушной армии, получил задачу- сформировать новую 17-ю воздушную армию. Эта армия и приняла затем участие в составе Юго-Западного фронта в контрнаступлении под Сталинградом. Она содействовала с воздуха осуществлению удара наземных войск по врагу с севера и стремительному их маневру на Калач для завершения совместно с войсками Сталинградского фронта окружения главной группировки 6-й немецко-фашистской армии в районе Сталинграда.

Затем ее летчики совместно с авиацией 16-й и 8-й воздушных армий генералов С. И. Руденко и Т. Т. Хрюкина блокировали с воздуха окруженные немецко- фашистские войска. Будучи командующим 17-й воздушной армии, С. А. Красовский руководил боевыми действиями входивших в ее состав авиационных соединений и в последующей операции войск Юго-Западного фронта под кодовым названием «Сатурн».

Советское правительство дважды отметило высокими наградами плодотворную деятельность авиационного военачальника в период Сталинградской битвы: 23 ноября 1942 года Степан Акимович был удостоен ордена Красного Знамени, а 19 января 1943 года- ордена Ленина. 20 декабря 1942 года постановлением СНК СССР ему присвоено звание генерал-лейтенанта авиации.

Весной 1943 года генерал Красовский вновь возвратился во 2-ю воздушную армию и больше не расставался с нею до самого последнего воздушного боя, который провели ее летчики 9 мая 1945 года в небе столицы Чехословакии- Праге. Вот почему, характеризуя боевой путь Степана Акимовича Красовского, нельзя не говорить о боевой деятельности 2-й воздушной армии, о ее операциях, о выросших в ее рядах известных авиационных командирах и доблестных воздушных бойцах.

Соединения 2-й воздушной армии начали свой героический путь от Ельца и берегов Дона. Сражаясь на важнейших стратегических направлениях, они участвовали во многих крупных операциях под знаменами Брянского, Воронежского и 1-го Украинского фронтов.

Свыше 348 тысяч боевых вылетов совершили они в годы Великой Отечественной войны, провели более 6 тысяч воздушных боев. Контрнаступление на Волге, битвы под Курском и за Днепр. освобождение Киева, наступательные операции под Корсунь- Шевченковским и Львовом, Краковом и Ченстоховом, в Польше и Чехословакии, наконец, Берлинская и Пражская операции- вот этапы борьбы и побед 2-й воздушной, которой командовал Красовский Степан Акимович.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 мая 1945 года присвоено звание «Героя Советского Союза».

После войны генерал-полковник авиации (звание присвоено в феврале 1944 года) С.А. Красовский продолжал командовать 2-й воздушной армией, дислоцированной в Австрии. С мая 1947 года- командующий ВВС Дальнего Востока.

С сентября 1951-го по август 1952 г. был главным военным советником Народно-освободительной армии Китая по ВВС. В августе 1952-го – июне 1953 гг.- командующий ВВС МВО, в июне 1953-го- апреле 1955 гг.- последовательно командовал ВВС Северо-Кавказского и Белорусского военных округов. В апреле 1955 года назначен командующим 26-й воздушной армией.

В апреле 1956-го- мае 1968 гг.- начальник Краснознамённой Военно-воздушной академии, профессор (1960).

С октября 1968 г. маршал авиации (звание присвоено в мае 1959 г.) С.А. Красовский в отставке.

В июле 1970 г. решением Политбюро ЦК КПСС и Совета Министров СССР восстановлен в кадрах Вооружённых Сил и назначен военным инспектором- советником Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Умер 21 апреля 1983 года. Похоронен в поселке Монино Московской области.

Награды: 6 орденов Ленина, орден Октябрьской Революции, 4 ордена Красного Знамени, ордена Суворова 1-й и 2-й ст., Кутузова 1-й степени, Богдана Хмельницкого 1-й степени, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, медалями, а также иностранными орденами и медалями.

Источники: военно- исторический журнал 1967 года, № 8, стр. 52- 62, encyclopedia.mil.ru