Колдунов Александр Иванович

Колдунов Александр Иванович

16.03.2019 0 Автор Администратор

Колдунов Александр Иванович, главный маршал авиации СССР, дважды Герой Советского Союза.

Биография: родился 20 сентября 1923 года в селе Мощиново Смоленской губернии в семье служащего, русский. Окончил среднюю школу в городе Электроугли Московской области. Учился в аэроклубе в Реутове.

Колдунов Александр Иванович

Главный маршал авиации СССР Колдунов Александр Иванович

В Рабоче- Крестьянскую Красную Армию был призван Реутовским РВК города Москвы в 1941 году.

Во время Великой Отечественной войны в марте 1943 году окончил Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу имени Мясникова. Был распределён в запасной авиаполк, но сумел добиться зачисления в действующую армию. 

Из наградного листа:

«Летчик старший 866-го истребительного авиационного полка 288-й истребительной авиационной дивизии, 1-го смешанного авиакорпуса, 17-й Воздушной армии, младший лейтенант Колдунов Александр Иванович участник Отечественной войны с 1 июня 1943 года на Юго- западном фронте в составе 866-го иап. За период боевой работы имеет 31 боевой вылет.

Из них на сопровождение штурмовиков- 7 боевых вылетов, на прикрытие наземных войск и переправ- 19, на разведку войск и аэродромов противника- 5 боевых вылетов. За этот период провел 10 воздушных боев, в которых лично сбил 2 самолета противника типа «Ю-88»- 1, «Ю-87»- 1. Как летчик летает отлично, в любых метеоусловиях. В воздушных боях дерется храбро, смело, не считаясь с превосходством сил противника.

5 июля 1943 года сопровождая штурмовиков «ИЛ-2» на штурмовку аэродрома противника Крамоторская, в составе 6 «Як- 1 б» обеспечили работу «ИЛ-2», в результате штурмовки уничтожено 52 самолета противника.

18 июля 1943 года выполняя боевое задание в составе 4-х «Як- 1 б» на прикрытие наземных войск в районе цели встретили 20 «Ю- 87» под прикрытием 6 «Ме- 109», которые пытались бомбить наши войска и переправу через реку Сев. Донец.

Четверка смела врезалась в гущу противника, расстроила боевой порядок противника и вступили в бой, самолеты противника, беспорядочно бросив бомбы по одному уходили на свою территорию. В результате воздушного боя 4-х против 26- сбили 4 самолета противника и без потерь вернулись на свой аэродром. Лично товарищ Колдунов сбил 1 самолет.

19 июля 1943 года выполняя боевое задание на прикрытие наземных войск в составе 4-х «Як- 1 б», в районе цели встретили 20 «Ю- 87» под прикрытием 6 «Ме- 109» и 2 «ФВ- 190». 4 против 28 храбро вступили в бой, который продолжался более 20 минут. Четыре храбреца сбили 4 самолета противника, сами без потерь вернулись на свой аэродром.

20 июля 1943 года выполняя боевое задание на прикрытие наземных войск в составе 4-х «Як- 1 б», на высоте 3500 метров, встретили в районе цели 4 группы самолетов противника: 24 «Ю- 87», 18 «Ю- 88», 6 «Ме- 109» и «ФВ- 190». Героическая четверка вступила в бой, который длился 25 минут. В результате боя 4 против 50 сбили 4 самолета: 2 «Ю- 87», 1 «Ю- 88» и 1 «ФВ- 190». Лично Колдунов сбил 1 «Ю- 87». 8.09.1943 года награжден орденом «Красного Знамени». 

Из наградного листа:

«За период Отечественной войны с 1 июня 1943 года имеет 97 успешных боевых вылетов. Из них на разведку- 12, на сопровождение- 25, на прикрытие наземных войск со штурмовкой войск противника- 53 боевых вылета, на перехват самолетов противника, с ведением воздушных боев- 7. За этот период провел 32 воздушных боя, в которых лично сбил 8 самолетов противника. За период боевой работы с 1 июня по 25 августа 1943 года награжден орденом «Красного Знамени», за 31 успешный боевой вылет и 2 сбитых самолета противника.

В результате 4-х штурмовок войск противника и его аэродромов, несмотря на большую насыщенность зенитного огня, уничтожил 8 автомашин с грузами и боеприпасами, до 50 солдат и офицеров и поджег 1 самолет «Ме- 110» на земле.

23 августа 1943 года в паре с младшим лейтенантом Поцыба был атакован 6 «Ме-109» прикрывавших работу «Хе- 123». Несмотря на численное превосходство противника, вступил в бой и сбил 2 «Ме- 109» и 1 «Хе- 123».

25 августа 1943 года при сопровождении «ИЛ- 2» на штурмовку, район Долгенькое, был сильно насыщен зенитный огонь, мешающий выполнять боевое задание штурмовикам. Товарищ Колдунов проявил мужество и героизм, рискуя своей жизнью в зоне зенитного огня, начал штурмовать зенитные точки и уничтожил 3 из них. Этим самым обеспечил выполнение задания наших штурмовиков».

За успешно проведенные с 25 августа 1943 года 66 боевых вылетов, за лично 6 сбитых самолетов противника и за 4 успешных штурмовки, в которых уничтожил на земле 1 самолетом противника, 8 автомашин с грузом и до 50 солдат и офицеров противника, приказом 17-й Воздушной армии № 07/Н от 30 января 1944 года был награжден орденом «Красного Знамени».

Из наградного листа:

«Командир эскадрильи 866-го истребительного авиационного полка 288-й истребительной авиадивизии, 1-го смешанного авиационного корпуса, 17-й Воздушной армии, 3-й Украинский фронт, старший лейтенант Колдунов Александр Иванович за период с 1 июня 1943 года по 6 апреля 1944 года произвел 202 боевых вылета с налетом 226 часов. Участвовал в 50 воздушных боях, в которых лично сбил 12 самолетов противника.

Произвел 34 успешных боевых вылета на штурмовку войск противника. За это же время произвел 41 вылет на разведку войск противника, во время которых неоднократно вскрывал систему огневых позиций противника, наличие резервов пехоты и танков и неоднократно предупреждал о готовящейся контратаки противника. Смелый и отважный воздушный боец, в бою ведет себя уверенно и смело, навязывая противнику свою волю. За произведенные 97 боевых вылетов и лично сбитые 8 самолетов противника награжден двумя орденами «Красного Знамени».

В период Криворожской и Николаевской операций и Одесскую операцию, летая в сложных метеоусловиях, произвел 36 боевых вылетов, в проведенном воздушном бою сбил 2 самолета противника.

5 апреля 1944 года, вылетая парой на сопровождение 4 «ЛИ-2» сбрасывающих боеприпасы подвижным частям в районе железнодорожной станции Кучурган, в районе цели встретили 18 «Ю- 87», которые бомбардировали ж.д. станцию. Самолеты противника заметили наши 4 «ЛИ-2» и пытались их атаковать. Старший лейтенант Колдунов со своим ведомым стал атаковать самолеты противника. После двух атак, потеряв своего ведомого, продолжал вести бой один с 18 «Ю- 87», в результате боя сбил 2 из них.

4 «ЛИ- 2» задание выполнили без потерь и прибыли благополучно на свой аэродром. В воздушном бою, самолет старшего лейтенанта Колдунова, получил две пробоины снарядами в левую плоскость. Несмотря на повреждение продолжал атаковать самолеты противника, не допуская их до группы «ЛИ- 2».

Приказом 17-й Воздушной армии № 019/Н от 29 апреля 1944 года был награжден орденом «Красного Знамени».

За отличное выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом героизм, мужество и отвагу, за успешно произведенные 222 боевых вылета, за лично сбитые 15 самолетов противника и 4 уничтоженных на земле, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1944 года присвоено звание «Героя Советского Союза» с вручением ордена «Ленина» и медали «Золотая Звезда».

«Летая постоянно ведущим группы, непосредственно в боях учит свой летный состав и воспитывает в духе беззаветной преданности своей Родине. За Кишиневскую операцию, с 20 по 25 августа 1944 года, его эскадрилья произвела 121 боевой вылет, которые все сопровождались штурмовкой войск противника. За эти вылеты уничтожено 48 автомашин, 12 повозок и до 124 человека живой силы противника.

Сам, лично, в эту операцию произвел 10 вылетов на штурмовку и свободную охоту, в которых уничтожено 8 автомашин и до 25 человек противника, в воздушном бою сбил 1 самолет противника типа «ФВ- 190».

За отличную организацию боевых действий эскадрильи и высокую эффективность штурмовых ударов по войскам противника, что способствовало быстрой ликвидации окруженных 12 дивизий противника, за личную примерность в бою и успешно проведенные 40 боевых вылетов и 1 сбитый самолет противника приказом 17-й Воздушной армии № 053/Н от 20.09.1944 года награжден орденом «Александра Невского».

«Герой Советского Союза, капитан Колдунов А.И. участвуя в сражениях под Будапештом, при форсировании реки Дунай, во время окружения Будапештской группировки и особенно в период наступательных действий противника в январе 1945 года в районе западнее и юго- западнее Будапешта, обеспечивал действия наших наземных войск, ведя ожесточенные воздушные бои с крупными силами противника.

В этот период, с 19.11.1944 года по 14.2.1945 года лично сбил 15 самолетов противника. В этих сражениях производил по 3- 4 боевых вылета в день, при чем, каждый вылет сопровождался воздушными боями. Капитан Колдунов, во всех воздушных боях не имел поражений, выходил из боях всегда победителем, сбивая в отдельных боях по 2- 3 самолета противника.

За отличное выполнение боевых заданий командования, за отличную организацию боевых действий эскадрильи, за личное мужество в бою и успешно произведенные 60 боевых вылетов и лично сбитых 15 самолетов противника приказом 17-й Воздушной армии № 023/н от 6 марта 1945 года награжден орденом «Отечественной войны» 1-й степени.

После войны продолжал службу в истребительной авиации на различных командных должностях.

В 1952 году окончил Военно-воздушную академию. Командовал истребительным авиационным полком, истребительной авиационной дивизией. В 1960 году окончил Военную академию Генерального штаба.

Переведён в войска противовоздушной обороны, несколько лет служил в Бакинском округе ПВО, был заместителем командующего и командующим истребительной авиацией округа, первым заместителем командующего войсками округа.

С июля 1968 года- командующий 11-й отдельной армией ПВО на Дальнем Востоке.

С ноября 1970 года- командующий войсками Московского округа ПВО. С декабря 1975 года- первый заместитель Главнокомандующего Войсками Противовоздушной обороны страны.

В 1972 году присвоено звание генерал- полковник авиации, с 1977 года становится маршалом авиации.

С 28 июля 1978 год-Главнокомандующий Войсками Противовоздушной обороны СССР.

31 октября 1984 года А. И. Колдунову было присвоено воинское звание Главный маршал авиации.

Снят с должности 11 июня 1987 года после скандального полёта немецкого пилота Матиаса Руста к Москве и его посадки на Васильевский спуск, поблизости от Красной площади. Во время этого полёта средства ПВО обнаружили самолёт, к нему неоднократно высылались истребители. Однако атака тихоходного спортивного самолёта произведена не была.

Вольтер Макарович Красковский, командующий советскими войсками противоракетной и противокосмической обороны (1986-1991 гг.) много лет спустя выразил мнение, что маршал авиации Колдунов Александр Иванович «не остановился бы перед принятием самых крайних мер», если бы своевременно узнал об инциденте.

Член ВКП(б) с 1944 года. Кандидат в члены ЦК КПСС в 1971-1976 годах. Член ЦК КПСС в 1981-1990 годах. Депутат Совета Национальностей Верховного Совета СССР9-11 созывов (1974-1989) от Туркменской ССР.

Проживал в городе Москве. Умер 7 июня 1992 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Источник: podvignaroda.ru.