Кожедуб Иван Никитович-биография

Кожедуб Иван Никитович-биография

17.03.2019 0 Автор Администратор

Кожедуб Иван Никитович-биография маршала авиации СССР, трижды Героя Советского Союза.

Биография: Кожедуб Иван Никитович родился 8 июня 1920 года в селе Ображеевка Глуховского уезда Черниговской губернии Украинской ССР (ныне Шосткинский район Сумской области, Украина).

Кожедуб Иван Никитович-биография

Трижды Герой Советского Союза Кожедуб Иван Никитович

Отец, Никита Ларионович, был заводским рабочим, мать, Стефанида Ивановна, вела домашнее хозяйство. Иван был младшим, пятым ребенком в семье, небольшого роста, но крепкого телосложения и здоровья.

В 1934 году, заканчивая учебу в семилетней школе, Кожедуб пытался поступить учеником в духовой оркестр в воинскую часть в Шостке, но по малолетству не был принят. Тогда по совету отца, Иван поступил в вечернюю школу при фабрично- заводском училище.

Зимой 1940 года студент 4-го курса техникума Кожедуб Иван Никитович должен был убывать на преддипломную практику. Но пришел вызов из летного училища. он прошел строгую медкомиссию и в феврале был зачислен курсантом Чугуевского военного авиационного училища.

В марте 1941 года статус этого учебного заведения был снижен: училище переименовали в Чугуевскую военную авиационную школу пилотов, ее выпускникам присваивалось воинское звание «сержант», а не «лейтенант», как раньше. Часть курсантов написали рапорта на отчисление. Кожедуб решил учиться дальше. Курсанты осваивали самолеты УТ-2, УТИ-4 и боевые самолеты-истребители И-16. 

Осенью 1941 года авиашкола была эвакуирована в Казахстан. Учебная эскадрилья, в которую входил Иван, размещалась в селе Манкент под Чимкентом. В феврале 1942 года в День Красной Армии Кожедубу присвоили звание старшего сержанта.

Осенью 1942 года Кожедуб добился направления в действующую армию. В ноябре его вызвали в Москву на пункт сбора летно-технического состава и зачислили в 240-й истребительный авиаполк.

Подвиги:

«Летчик старший 240-го истребительного авиационного полка, 302-й истребительной авиационной дивизии, 4-го истребительного авиакорпуса, 2-й Воздушной армии, младший лейтенант Кожедуб Иван Никитович за время боевой работы на Воронежском фронте, с 13 марта 1943 года,  произвел 28 боевых вылетов, из них на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков- 10, воздушных боев- 4, разведок- 5, прикрытие своих войск- 9.

Все боевые задания выполняемые им, выполнены отлично. При сопровождении штурмовики и бомбардировщики успешно бомбардировали военные объекты врага, не имея ни единой потери от истребителей противника. Задания на разведку выполнены отлично, за что имеет ряд благодарностей от командования части.

С 6 по 9 июля 1943 года вел интенсивную боевую работу- прикрытие своих войск наземных войск, за это время произвел 8 боевых вылетов, из которых провел три воздушных боя. В этих боях сбил три самолета противника: 2 «Ю- 87» и 1 «Ме- 109».

6 июля 1943 года младший лейтенант Кожедуб и с ним 7 экипажей «Ла- 5» выполняя задачу по очистке воздуха от ВВС противника на переднем крае обороны, атаковывают 22 «Ю- 87», не дают возможности вести прицельное бомбометание, большинство самолетов противника возвращаются с бомбовой нагрузкой, а единичные самолеты сбросили бомбы далеко от цели.

Этой же группой «Ла- 5» были атакованы 30 «Ю-88» пытавшиеся бомбардировать пункты Яковлево- Быково, но благодаря активной атаке /в которой Кожедуб принимал самое активное участие/ наших истребителей, бомбардировщики противника были рассеяны и своей задачи не выполнили, единичные самолеты сбросили бомбы далеко от цели.

В этих боях Иван Никитович показал стойкость, храбрость и умение воевать. Смело вступает в бой с самолетами противника и всегда выходит из него только после выполнения боевой задачи поставленной перед ним командованием. В бою решителен и смел, широко применяет взаимную выручку товарищей в бою.

7 июля 1943 года во время воздушного боя был подбит, но благодаря его храбрости, умению принимать правильные решения в трудной боевой обстановке, он выходит из боя со всей группой и доводит ее до своего аэродрома. В районе аэродрома у него не хватает горючего, он планирует на аэродром и благополучно производит посадку. Все боевые задания выполняет с большим желанием».

За мужество и героизм проявленные в воздушных боях, за три сбитых самолета противника, приказом 2-й Воздушной армии № 053/Н от 22 июля 1943 года награжден орденом «Красного Знамени».

«Находясь в составе того же полка, дивизии и корпуса (5-я Воздушная армия) младший лейтенант Кожедуб И.Н. за время боевой работы на Степном фронте, с 25 июля по 20 августа 1943 года на Харьковском направлении произвел 47 боевых вылетов, из них на сопровождение «Пе- 2»- 32, прикрытие своих войск на поле боя- 10, разведок войск и скопление противника- 3, штурмовок войск противника- 2. За это время произвел 13 воздушных боев и сбил три самолета противника «Ме- 109».

9 августа 1943 года во время прикрытия своих войск, Кожедуб И.Н. и с ним 7 экипажей «Ла- 5» атаковали 24 «Ю- 87», не дав возможности бомбардировщикам противника сбросить бомбовую нагрузку в районе цели. В этом воздушном бою сбил 1 «Ме- 109».

14 августа 1943 года при сопровождении группы «Пе- 2» на разведку, вел бой с группой истребителей противника в количестве 12 самолетов противника. В результате воздушного боя 2 «Пе- 2» благополучно закончили свой полет. Младший лейтенант Кожедуб И.Н. в этом воздушном бою сбил 2 самолета противника «Ме- 109».

В этих боях показал стойкость, храбрость и умение воевать. Смело вступает в бой с самолетами противника и всегда выходит из него только победителем. Умело руководит своей группой в воздушном бою. Все боевые задания выполняет отлично».

За отличное сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, полетов на разведку, прикрытие своих войск на линии фронта и за лично сбитые 3 самолета противника типа «Ме- 109», приказом войскам 5-й Воздушной армии № 040/Н от 30.09.1943 года был награжден орденом «Красного Знамени».

«Лейтенант Кожедуб И.Н. за время боевой работы произвел 146 боевых вылетов: на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков- 90, на прикрытие своих войск на линии фронта- 39, на разведку войск противника- 9, на отражение самолетов противника- 8. Провел 27 воздушных боев, в которых сбил лично 20 самолетов противника /9- «Ю- 87», 10- «Ме- 109», 1- «ФВ- 190»/.

В воздушных боях показал себя смелым, решительным, отважным, мужественным, не знающим страха в жестоких боях за Социалистическую Родину, героически сражающимся с количественно превосходящими силами противника и побеждающим его.

Выполняя боевые задания на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, показал себя умеющим отлично организовывать их прикрытие над целью. Несмотря на неоднократные, стремительные атаки больших групп истребителей противника, штурмовиками и бомбардировщиками была создана возможность выполнить боевые задания без единой потери.

Под его командованием группы самолетов «Ла- 5», боевые задания по сопровождению выполнили отлично, за что после каждого боевого вылета получали благодарности от командиров групп штурмовиков и бомбардировщиков.

При выполнении боевых заданий по прикрытию своих войск на линии фронта в период освобождения городов Белгород, Харьков, а также в период форсирования нашими войсками реки Днепр в районе Кременчуга, несмотря на сильные атаки истребителей противника, прикрывающих бомбардировщиков, пытавшихся бомбардировать боевые порядки наших войск, Кожедуб И.Н. в составе групп «Ла- 5», которыми он руководил, стремительными атаками рассеивал бомбардировщиков и истребителей противника и не дал им возможности бомбардировать передовую линию наших войск.

Немецкие бомбардировщики, неся большие потери, сбрасывали бомбовую нагрузку вне цели и обращались в бегство.

Выполняя задания на разведку войск противника, показал умение и мастерство обнаруживать сильно замаскированные войска и технику немцев и представлял самые ценные сведения о их скоплении.

За время командования эскадрильей, с 21 августа 1943 года, под его руководством летчиками эскадрильи произведено 165 боевых вылетов: на прикрытие своих войск на линии фронта и военных объектов- 57, на разведку войск противника- 10, на сопровождение бомбардировщиков «Пе- 2»- 98.

Летчиками эскадрильи сбито 24 самолета противника /12- «Ме- 109», 1- «ФВ- 190», 11- «Ю- 87»/. Техническим составом эскадрильи бесперебойно обслужены боевые вылеты, совершенные летчиками, а также восстановлено 17 самолетов поврежденных в воздушных боях. За отличную боевую работу эскадрилья имеет 12 человек награжденным орденами и медалями СССР».

За лично сбитые 20 самолетов противника (9 бомбардировщиков и 11 истребителей), за отличное выполнение боевых заданий по разгрому немецких захватчиков и проявленное при этом мужество, стойкость и героизм в бою за Социалистическую Родину, Указом Президиума Верховного Совета СССР от  4 февраля 1944 года присвоена звание «Героя Советского Союза» с вручением ордена «Ленина» и медали «Золотая Звезда».

Когда готовился Указ к присвоению звания Героя, из отдела кадров 5-й Воздушной армии пришла телеграмма, где говорилось, что Иван Никитович сбил 13 бомбардировщиков и 13 истребителей противника.

«Заместитель командира 176-го гвардейского истребительного авиационного Проскуровского Краснознаменного ордена Александра Невского полка, дважды «Герой Советского Союза», гвардии майор Кожедуб Иван Никитович с 27 августа 1944 года участвует в боях в составе полка на 1-м Белорусском фронте. За это время произвел 40 успешных боевых вылетов, лично сбил 8 самолетов противника, из них 8 «ФВ- 190». Материалы подтверждающие факт сбития хранятся в подлинниках, в части.

22 сентября 1944 года прикрывая переправу наших войск Ромныэки- Даксты /3-й Прибалтийский фронт/ в воздушном бою, парой дрался с 14 «ФВ-190», в результате упорного боя, с численно превосходящим противником сбил два из них и одного подбил.

10 февраля 1945 года сбил «ФВ- 190» над аэродромом Морин, летчик взят в плен.

12 февраля 1945 года прикрывая переправы и плацдармы северо- западнее Кюстрин, вел воздушный бой с 16 «ФВ-190», которые шли бомбить наши переправы, в результате воздушного боя лично сбил 3 из них и напарник- 2. Кроме этого, противник в панике сбросил бомбы, в большинстве на свои войска. В боях дерется смело, тактически грамотный, применяя в полном объеме внезапность удара, летную хитрость.

Проявляет исключительное умение и настойчивость в поиске воздушного противника, вследствие чего большинство вылетов на свободную охоту заканчиваются встречей и воздушными боями. Имеет богатейший боевой опыт, умело воспитывает летный состав, своевременно искореняя ошибки отдельных летчиков. За период работы заместителем командира полка, полк в воздушных боях сбил 54 самолета противника, штурмовыми действиями уничтожил большое количество живой силы и техники противника».

Приказом войскам 16-й Воздушной армии № 201/Н от 29 марта 1945 года награжден орденом «Красного Знамени».

«С 11 марта по 15 апреля 1945 года в воздушных боях лично сбил 5 самолетов противника типа «ФВ- 190».

11 марта 1945 года вылетев на свободную охоту с 4 «Ла- 7» северо- восточнее Грайфенхаген встретил и вел воздушный бой с 20 «ФВ- 190» и 16 «Ме- 109», внезапной атакой с дистанции 70- 50 метров сбил один «ФВ- 190», который упал севернее Брюнхен- 7 км северо- восточнее Грайфенхаген.

18 марта 1945 года вылетев четверкой «Ла- 7» на перехват истребителей противника, встретил и вел бой с «ФВ- 190». В результате атак, один из этих самолетов противника горящим упал 7- 8 км севернее Кюстрин. Второй самолет противника атаковал на встречных курсах и сбил. Самолет упал 5- 6 км северо- западнее Кюстрин.

22 марта 1945 года вылетев парой на свободную охоту в район Зеелов, встретил и вел бой с 30 «ФВ- 190». Внезапной атакой, со стороны солнца, сзади атаковал один самолет врага и сбил его. Летчик покинул самолет с парашютом в районе 5- 6 км севернее Зеелов.

23 марта 1945 года вылетев парой на свободную охоту в район 18 км западнее Кюстрин, встретил 3 «ФВ- 190» прикрывающих группу фоккеров, которые бомбили переправу южнее Кюстрин. Кожедуб атаковал один «ФВ- 190», находящегося ниже и сзади сверху сбил его. Самолет противника загорелся и упал в районе боя.

Материалы подтверждающие факт сбития самолетов противника, ввиде рапортов экипажей и фотоснимков произведенных с фотокинопулемета хранятся в штабе полка».

Приказом войскам 16-й Воздушной армии № 256/н от 29 июня 1945 года награжден орденом «Красного Знамени».

«С 15 апреля по 9 мая 1945 года Кожедуб Иван Никитович произвел 35 успешных боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 2 самолета противника типа «ФВ- 190». За время пребывания в полку с августа 1944 года в должности заместителя командира полка показал исключительные организаторские способности.

Умеющим своевременно нацеливать личный состав на выполнение поставленных задач командования. Обладая высоким теоретическим и практическим уровнем тактике по борьбе с воздушным противником, грамотно воспитывает подчиненный состав летному мастерству. На конкретных примерах, личных подвигах и победах воодушевляет летный состав на успешную победу над врагом. Только за период его пребывания в полку, летным составом произведено 2233 боевых вылетов на свободную охоту.

В проведенных воздушных боях сбито 170 самолетов противника, при своих потерях- 4 летчика, 6 самолетов. Исключительную заботу уделяет подготовке материальной части к боевым вылетам, в результате чего не имели место случаи срыва заданий по вине неисправности материальной части. Повседневно борется за укрепление воинской дисциплины, сам являясь в этом примером».

За образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, 2 лично сбитых самолета противника, умелое и грамотное руководство частью, в результате чего достигнуты большие успехи, приказом войскам 16-й Воздушной армии № 266/н от 31 июля 1945 года награжден орденом «Александра Невского».

За период Великой Отечественной войны произвел 326 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 60 самолетов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.08.1945 года присвоено звание трижды «Герой Советского Союза».

С 1 октября 1945 года он приступил к учебе в Военно-воздушной академии.

В июне 1949 года после окончания академии Кожедуб Иван Никитович был назначен заместителем командира 31-й истребительной авиационной дивизии в Закавказский военный округ, но через месяц его перевели на должность помощника к бывшему комполка П.Ф. Чупикову, который теперь командовал 324-й истребительной авиационной дивизией, размещавшейся в подмосковной Кубинке.

В числе первых подполковник Кожедуб освоил реактивный истребитель МиГ-15, получив квалификацию военного летчика 1-го класса. В декабре 1949 года Кожедуба назначили заместителем командира, а в ноябре 1950 года- командиром этой дивизии.

В это время на далеком Корейском полуострове уже шла война между Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР) и Республикой Корея. Применение, вмешавшимися в войну США, тактики «ковровых» бомбардировок наносило ущерб не только северокорейской армии и промышленности, гибли тысячи мирных жителей.

С осени 1950 года советские летчики-истребители, базировавшиеся на территории Северо-Восточного Китая, начали прикрывать города и объекты на территории КНДР.

Был сформирован 64-й истребительный корпус. В марте 1951 года в Китай в состав корпуса прибыла 324-я истребительная авиадивизия гвардии подполковника И.Н. Кожедуба. В ее состав входили 176-й гвардейский и 196-й истребительные авиационные полки. С 3 апреля ее летчики начали совершать боевые вылеты. Самому Ивану Никитовичу участвовать в них было категорически запрещено.

12 апреля 1951 года над рекой Ялуцзян произошел один из самых крупных воздушных боев войны в Корее. На этой реке находились крупная гидроэлектростанция и мосты, по которым шло подкрепление китайским народным добровольцам, воевавшим на стороне северокорейцев.

В этот день в налете участвовали 48 американских бомбардировщиков под прикрытием 42 истребителей. Для подавления ПВО выделялись дополнительно 36 истребителей-бомбардировщиков. Передовые радиолокационные посты советского 64-го истребительного авиакорпуса сумели заблаговременно засечь противника. На перехват поднялись 44 истребителя 176-го гвардейского и 196-го авиаполков.

В историю войны в Корее и американской военной авиации этот день вошел под названием «черный вторник». По советским источникам, американские ВВС 12 апреля потеряли до 12 бомбардировщиков и шесть истребителей. Время безнаказанных бомбардировок американцами корейских городов заканчивалось.

Всего в период с апреля 1951 года по февраль 1952 года летчики 324-й истребительной авиационной дивизии сбили 200 самолетов всех типов. В боях дивизия потеряла 10 летчиков и 29 самолетов. За мужество 143 военнослужащих дивизии были награждены орденами и медалями.

Кожедуб, осуществлявший оперативное руководство дивизией, участвовавший в подготовке летных кадров и перевооружении ВВС Китайской Народной Республики и КНДР был награжден советским орденом Красного Знамени и медалью КНР «Китайско-советская дружба».

В феврале дивизия вернулась в СССР и была размещена в Калужской области. В августе 1953 года Кожедубу присвоили звание генерал- майора авиации.

В 1955 году он поступил в Высшую военную академию им. К.Е. Ворошилова. Часть наиболее сложного первого курса он сдал экстерном, так как по служебным обстоятельствам задержался с началом занятий. После окончания академии И.Н. Кожедуб занимал высокие командные должности в советской военной авиации.

В ноябре 1956 года был назначен заместителем начальника Управления боевой подготовки ВВС, через полтора года-  первым заместителем командующего 76-й воздушной армией в Ленинградском военном округе.

В январе 1964 года генерал- лейтенант авиации И.Н. Кожедуб стал первым заместителем командующего авиацией Московского военного округа.

В 1971 году генерал-полковник авиации Кожедуб был назначен первым заместителем начальника боевой подготовки ВВС. С 1978 года он в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Иван Никитович до 1969 года регулярно летал на истребителях, освоил десятки типов самолетов. Последние полеты он совершил на МиГ-21.

В 1985 году Кожедубу присвоено звание маршала авиации.

Умер Иван Никитович 8 августа 1991 года от сердечного приступа на своей даче в поселке Монино Московской области. Похоронен на Новодевичьем кладбище города Москвы.

Награды: трижды Герой Советского Союза, два ордена Ленина, семь орденом Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах» СССР 2-й и 3-й степеней и медалями, а также иностранными орденами и медалями.

Источники: podvignaroda.ru, encyclopedia.mil.ru