Кирсанов Петр Семенович

Кирсанов Петр Семенович

17.03.2019 0 Автор Администратор

Кирсанов Петр Семенович, маршал авиации СССР.

Биография: родился 1 января 1919 года в деревни Лапино, ныне Калужская область.

Кирсанов Петр Семенович

Маршал авиации СССР Кирсанов Петр Семенович

В Красной Армии с 1936 года, призван Пролетарским РВК города Москвы. В 1938 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков имени Мясникова. Служил в строевых частях ВВС Ленинградского военного округа. Участник Советско-Финляндской войны 1939-1940 гг. в составе 153-го иап, награжден орденом «Красной Звезды».

Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года в составе того же полка.

Из наградного листа:

Заместитель командира авиационной эскадрильи 153-го истребительного авиационного полка, 5-й смешанной авиационной дивизии, Ленинградского фронта, старший лейтенант Кирсанов Петр Семенович за время работы в 1-й авиаэскадрильи с момента начала Отечественной войны 22 июня 1941 года в воздушных боях с ненавистным врагом показывает исключительные боевые качества Советского летчика- истребителя.

В воздухе смел и решителен. Атакуя врага, умело использует свои преимущества и быстро ловит противника на его ошибках. Материальную часть самолета «Миг-3» с мотром «АМ- 35 А», владеет и знает отлично.

Никогда не пасует перед трудностями и выполняет боевые задания в любой метеорологической обстановке. За время Отечественной войны имеет 147 боевых вылетов, из них: на штурмовые действия по войскам и аэродромам противника- 27 боевых вылетов, разведок в глубокий тыл противника- 25, остальные полеты на сопровождение, перехваты и патрулирование.

В процессе боевой работы имел 17 воздушных боев, в которых сбил 4 самолета противника в группе с товарищами и один самолет сам лично. В воздушных боях был дважды ранен и после выздоровления быстро возвращался в строй.

11 сентября 1941 года обеспечивал действие своих штурмовиков, в паре с младшим лейтенантом Тарасовым. Возвращаясь с задания, встретили 12 самолетов «Хе- 113» и «Ме- 109». Завязался бой, 20 минут дрались двое бесстрашных против 12. Улучшив момент, в паре с Тарасовым, Кирсанов сбил самолет «Хе- 113». Увидев свой горящий самолет, немцы растерялись и стали уходить. Вся группа была рассеяна.

14 сентября 1941 года при таких же обстоятельствах Кирсанов и Тарасов встретили 8 самолетов «Хе- 113», сопровождавших самолеты «Хеншель- 126». Кирсанов бросился на врага. В результате боя вся группа была расстроена, один самолет «Хе- 126» был сбит вместе с его бомбами.

17 октября 1941 года вел разведку войск противника, подвергся нападению 5 самолетов «Ме- 109», Кирсанов смело вступил в бой, 20 минут он яростно отбивался от стервятников. Ему перебили управление и ранили в плечо и голову, но он не выходил из боя. Фашисты наседали, один из них зажег самолет Кирсанова и ранил в ногу.

Превозмогая боль и истекая кровью повел горящий самолет на посадку, на свою территорию. Мастерски посадив самолет, выпрыгнул из горящей машины, которую били стервятники еще и на земле. Подоспевшие товарищи погасили самолет и оказали ему помощь. Все проведенные им бои, были всегда с во много раз превосходящими силами противника.

Кроме сбитых самолетов противника Кирсанов уничтожил также значительное количество живой силы и материальной части противника, своими смелыми действиями, отвагой и решительностью поставленную задачу выполнял только отлично.

Среди личного состава пользуется заслуженным авторитетом, на его боевых подвигах воспитываются молодые летчики части».

За боевые подвиги по разгрому германского фашизма приказом войскам Ленинградского фронта № 0430/н от 26.02.1942 года награжден орденом «Красного Знамени».

«В составе того же полка, 244-й авиационной дивизии, 2-й Воздушной армии, Воронежского фронта, капитан Кирсанов Петр Семенович отлично овладев американским истребителем «Аэрокобра», еще ожесточеннее громит врага на Воронежском фронте.

За период с 30 июня по 13 июля 1942 года произвел 32 боевых вылета, с налетом 37 часов 40 минут. Участвовал в 11 воздушных боях, в которых лично сбил три самолета противника и один самолет в паре.

1 июля 1942 года вылетев во главе четверки самолетов на отражение налета на Воронеж, Петр Семенович вступил в бой с 6 самолетами противника, в результате боя лично сбил 1 «Хе- 113» и один такого же типа подбил, что подтверждают летчики старший лейтенант Мухин, лейтенант Праводелов.

4 июля 1942 года вылетел на разведку переднего края во главе 5 самолетов. В воздушном бою сбил в паре 1 самолет «ФВ- 190», а вся группа сбила 4 самолета противника.

8 июля 1942 года вылетев на сопровождение бомбардировщиков, вступил в бой с двумя «Ме- 109 Ф» пытавшихся атаковать бомбардировщиков. В результате боя лично сбил один самолет противника, что подтверждают летчики старшие лейтенанты Кисляков, Милехин, Карпухин.

10 июля 1942 года вылетев во главе с 7 самолетами на сопровождение бомбардировщиков. В районе Воронежа вступил в бой с 12-ю самолетами «Ме- 109 ф». В этом бою лично сбил один самолет противника, который упал 2 км северо- восточнее станции Отрожка, что подтверждают летчики капитан Авдеев, старшие лейтенанты Милехин, Кисляков. Всего в этом бою группа сбила 4 самолета противника».

За доблесть и мужество, проявленные в боях, приказом войскам Воронежского фронта № 023/н от 13 сентября 1942 года награжден орденом «Красного Знамени».

«Инструктор- летчик Управления истребительной авиации Главного Управления боевой подготовки ФА ВВС Красной Армии, майор Кирсанов П.С. с февраля 1943 года в своей практической работе, занятиями- разборами полетов и личными боевыми вылетами умело и грамотно обучает молодой летный состав тактике и методам ведения воздушного боя и другим вопросам боевого использования истребительной авиации, используя при этом личный боевой опыт и опыт лучших частей.

Непосредственной работой в действующих частях оказывает командованию практическую помощь в организации ведения боевой работы. Части где работал Кирсанов добились большей эффективности в боевой деятельности. Так, 563-й истребительный авиационный полк с 8 марта по 4 августа 1943 года сбил 84 самолета противника, потеряв при этом своих 12 летчиков.

76-й гвардейский истребительный авиационный полк в период с 18 июля по 6 августа 1943 года сбил 72 самолета противника, потеряв при этом своих 7 летчиков. В моменты сложной воздушной обстановки, лично произвел 6 показных боевых вылетов с молодыми летчиками частей, не понеся при этом своих потерь».

За хорошие результаты в подготовке частей истребительной авиации, оказанную практическую помощь частям и умелую передачу боевого опыта Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР был награжден орденом «Отечественной войны» 1-й степени.

«Находясь в той же должности, гвардии майор Кирсанов П.С. в период формирования 181-й истребительной авиационной дивизии и ввода в бой летчиков, находясь в группе инструкторов Управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС КА им была проведена большая работа по обучению летного состава в тактике воздушного боя с истребителями противника.

В период с 13 февраля по 1 апреля 1945 года вел боевую работу в составе группы подполковника Храмова по обеспечению боевой деятельностью частей 3-го ШАК. Летая на боевые задания ведомым у майора Балалуева смелыми и решительными действиями, надежным прикрытием дал возможность сбить ведущему пять самолетов противника. Сам лично, за этот период произвел 26 боевых вылетов, провел 6 воздушных боев и сбил один самолет противника типа «Ме- 109».

Приказом войскам 2-й Воздушной армии № 066/н от 6 апреля 1945 года награжден орденом «Красного Знамени».

После войны до 1952 года служил в Управлении боевой подготовки Военно-воздушных сил.

Окончил Военно- воздушную академию (1950), Военную академию Генерального штаба (1958).

В 1967 году присвоено звание генерал-лейтенант авиации.

С 1970 заместитель главкома ВВС, затем командующий ВВС — заместитель главкома войск направления и на других должностях, в этом же году присвоено звание генерал-полковник авиации.

В 1982 году присвоено звание маршал авиации СССР.

В 1987- 88 заместитель главкома ВВС — начальник службы безопасности полётов ВС СССР. С 1988 в Группе генеральных инспекторов МО СССР.

Умер 7 ноября 1991 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

Источник: podvignaroda.ru.