Зимин Георгий Васильевич

Зимин Георгий Васильевич

17.03.2019 0 Автор Администратор

Зимин Георгий Васильевич, маршал авиации СССР, Герой Советского Союза.

Биография: родился Георгий Васильевич 6 мая 1912 года в рабочей семье. Отец его погиб от рук жандармов во время забастовки на заводе, когда малышу не было и года. Мать не могла содержать большую семью, мальчика определили в детдом в Калуге.

Зимин Георгий Васильевич

Маршал авиации СССР Зимин Георгий Васильевич

Там прошли его детство и юность. Георгий рос крупным, крепким парнем, хорошо учился, занимался спортом. Работая на заводе, одновременно закончил среднюю школу на отлично. Вместе с аттестатом зрелости юноша получил разряд электромонтера.

Тяга к технике, особенно к электротехнике, а позже и к математике осталась на всю жизнь. Однажды, впервые увидев самолет, Зимин загорелся страстной мечтой- стать летчиком. На заводе, где он работал, ему обещали перспективу роста и продвижения, уговаривали остаться, но юноша настаивал на своем.

В 1933 году по специальному набору он уезжает в Ленинградскую теоретическую летную школу. Это были годы начала бурного развития авиации. Росло число авиаклубов, где молодежь училась летать на планерах, учебных самолетах, прыжкам с парашютом, занималась авиамоделизмом и самолетостроением.

Отлично закончив учебу в Ленинграде, Г. В. Зимин уезжает в Энгельс, где незадолго до этого была организована летная школа. Здесь он на практике начинает осваивать самолеты. Командир эскадрильи уже на 23-м полете выпускает прилежного курсанта самостоятельно в небо. Зимин успешно заканчивает первый курс. Второй курс включал программу обучения на самолете Р-1.

Это был боевой самолет-разведчик с очень сложной техникой пилотирования. Машина быстро срывалась в штопор при некоординированных движениях рулями и с большим трудом выводилась из него. Кто хорошо заканчивал курс обучения на Р-1, обычно направлялся в истребительную авиацию. Отлично окончившему школу предоставлялось право выбора места службы. Председатель экзаменационной комиссии по-отечески посоветовал службу начинать с трудного.

Зимин охотно соглашается и едет служить на Дальний Восток. Там он становится настоящим летчиком- истребителем и не раз выступает на показательных полетах и соревнованиях по высшему пилотажу, воздушному бою и стрельбам по конусам и по наземным целям. Именно там задолго до войны Зимин превратился в признанного аса. Затем был Хасан, первая награда- сразу орден Ленина, учеба в Военно-воздушной академии, ныне носящей имя Ю. А. Гагарина.

Когда Зимин учился на третьем курсе, началась Великая Отечественная война.

Он ускоренно заканчивает курс обучения и уезжает на фронт, получив назначение заместителем командира в полк Героя Советского Союза майора Ф.И. Шинкаренко. Грамотный, энергичный, имеющий уже немалый опыт офицер активно и результативно ведет борьбу с врагом. В октябре 1941 года он участвует вместе с летчиками-штурмовиками в ударе по аэродрому Орел.

Действовали очень эффективно: уничтожили 70 самолетов противника на земле и 9- в воздухе. С марта 1942 года майор Зимин командует истребительным авиационным полком на Северо-Западном фронте. В неравных боях с врагом летчики истребители под его командованием показали образцы храбрости и мужества.

Из наградного листа к ордену «Ленина»:

«В Великой отечественной войне участвует с 16 июля 1941 года. В бою показал себя мужественным, безгранично преданным сыном нашей великой Родины. С 16.7 по 15.11.41 года участвовал на Брянском фронте в должности заместителя командира 42-го истребительного авиационного полка. За это время полком выполнено 2391 боевой вылет, произведено 247 воздушных боев, где сбито 41 самолет противника.

Лично майор Зимин за это врёмя произвел 67 боевых вылетов, участвовал в 15 воздушных боях, где лично сбил 7 самолетов противника и 20 самолетов в групповом бою. За лично сбитые самолеты противника в составе Брянского фронта майор Зимин награжден правительственной наградой орденом «Красное Знамя».

С 1 апреля 1942 года майор Зимин находится в должности командира 485-го истребительного авиационного полка в составе 6 ударной Авиагруппы Ставки Верховного Главнокомандования. Отлично организовал боевую работу полка и сколотил крепкий боевой коллектив летчиков.

С 1.4 по 13.5.1942 года полком произведено 584 боевых вылета, в воздушных боях уничтожено 39 самолетов противника. Боевые потери полка составляют: летчиков 4 человека, самолетов»Харрикейн»- 7. Не боевых потерь- нет. За это же время силами тех.состава полка отремонтировано и восстановлено 27 самолетов. Качество ремонта хорошее.

За время нахождения в составе Авиагруппы лично майор Зимин произвёл 26 боевых вылетов с налетом 24 часа. Участник 4-х воздушных боев, в которых в группе сбил 3 самолета противника. В бою ведет себя мужественно и решительно, смело вступает в бой с превосходящими силами противника. Своей личной отвагой и храбростью увлекает в бой подчиненных летчиков, которые под его руководством неустанно громят врага».

За личные боевые заслуги, за мужество. и отвагу проявленную в борьбе с заклятым врагом, за хорошие показатели боевой работы полка приказом войскам Северо- Западного фронта № 0705 от 4 июня 1942 года награжден орденом «Ленина».

17 мая 1942 года 6 истребителей во главе с Зиминым сопровождали наши бомбардировщики. Неожиданно они встретили 12 «Мессершмиттов-109». Наши летчики вступили в бой и сбили 5 самолетов противника, один из них на счету командира истребителей.

Газета «За Родину» от 21 июня 1942 года сообщала: «В историю выдающихся воздушных сражений Великой Отечественной войны яркой страницей войдет бой, который вели 16 июня летчики части майора Зимина. Семь советских истребителей вступили в бой с двадцатью семью немецкими самолетами и вели его в течение 45 минут. Они сорвали намерение врага бомбить боевые порядки нашей пехоты, сбили в воздушном бою 10 и подбили 3 вражеских самолета».

Г. В. Зимину пришлось летать и на английском истребителе «Харрикейн»- Ни от кого не слышал доброго слова об этой машине. Это был «подарок» по лендлизу. Когда главнокомандующий ВВС маршал авиации А. А. Новиков узнал об этом, он удивленно спросил у Зимина:- Так вы и на этом дерьме воевали около полугода? Получив утвердительный ответ, покачал головой:- У нас ни один полк на этом самолете не удержался на фронте больше недели. Как вам удалось?- Пришлось менять во многом тактику. Полк Зимина перевооружили на ЯК-7. Нет нужды перечислять все подвиги его командира- на это не хватило бы книги.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года полковнику Зимину присвоено звание Героя Советского Союза.

Вот лишь несколько боевых эпизодов его боевой работы. Его дивизия успешно участвовала в штурме Кенигсберга.  

«Дивизия ‚ руководимая гвардии полковником Зиминым, — отличилась в боях при прорыве долговременной глубоко эшелонированной обороны немцев в Восточной Пруссии и овладении городами Пилькаяльн и Рагнит, в боях при овладении важным узлами коммуникаций и сильными опорными пунктами немцев на Кенигсбергском направлении — городами Тильзит, Гросс Скайсгиррен, Ауловеннен, Жиллен и Каукемен, при овладении важным узлом коммуникаций и мощным укрепленным районом немцев на путях к Кенигсбергу- городом Инстербург и в боях пои форсировании рек Дайме и Прегель и овладении городами Лабиау и Велау- важными опорными пунктами обороны немцев, прикрывающими подступы к Кенигсбергу.

Четыре раза дивизия отмечалась в приказах Верховного Главнокомандующего /за период 2-й Восточно-Прусской операции/ и представлена к награждению орденом Суворова 2-й степени».

За умелое руководство работой частей дивизии по взаимодействию с другими родами авиации, по проведению разведки войск противника и штурмовки живой силы и техники немцев, гвардии полковник Зимин Г.В. 19 апреля 1945 года был награжден орденом «Кутузова» 2-й степени.

Войну Г. В. Зимин закончил командиром 240-й истребительной авиадивизии в звании генерал-майор авиации, присвоенном ему 20 апреля 1945 года.

Также его дивизия отличилась в Берлинской операции. Наградной лист к ордену «Красного Знамени»:
«»С 19 апреля 1945 года дивизия принимала активное участие в прорыве сильно укрепленной, глубоко эшелонированной обороны немцев на подступах к Берлину и овладение им. Дивизия выполняла задачи сопровождения бомбардировщиков и прикрытие поля боя.

За Берлинскую операцию дивизией произведено 286 успешных боевых самолетовылетов в проведенных 10 групповых воздушных боях сбито 9 самолетов противника, при этом потеряв свой 1 самолет, потерь летного состава не было. Лично товарищ Зимин произвел 5 успешных боевых самолетовылетов

на сопровождение бомбардировщиков и прикрытие поля боя — провел 3 воздушных боя, в которых сбил 1 самолет противника «ФВ-190» в районе города Берлина.

Товарищ Зимин своим личным примером в боевой работе и усиленным повседневным руководством, отличными организаторскими способностями и волевым качеством офицера- руководителя мобилизует весь личный состав на успешное выполнение боевых заданий командования. Дивизия представляет сколоченную боевую единицу, готовую выполнить любую поставленную задачу».

За умелое руководство частями, в результате чего дивизия имела отличные результаты в боевой работе, личную боевую работу и проявленные при этом мужество и отвагу приказом войскам 1-го Белорусского фронта № 631/н от 9 июня 1945 года награжден орденом «Красного Знамени».

В октябре 1945 года он назначается командиром истребительного авиакорпуса, затем уезжает на учебу в Академию Генерального штаба. Заканчивает ее с золотой медалью.

В 1949 году Зимин Георгий Васильевич принимает воздушную армию на юге нашей страны, где служить было очень тяжело: ни аэродромы, ни личный состав не обустроены, жара и пыль изнуряют людей, даже вода здесь привозная. Все это в трудах и хлопотах преодолевает коллектив военных под руководством генерала Зимина.

В декабре 1951 года Г. В. Зимина назначают на очень ответственную должность главного инспектора Министерства обороны по единой системе ПВО стран народной демократии. Этот участок работы держал под личным контролем Сталин, и Зимину неоднократно приходилось встречаться с ним и докладывать о состоянии дел.

Создать систему ПВО стран народной демократии- дело большое, сложное, многоплановое- Работа шла с большим трудом, но постепенно наладилась. Наконец система заработала- в этих странах начали дежурить и выполнять задачи охраны воздушных рубежей собственные силы ПВО, в чем немалая заслуга Зимина.

Затем генерал-лейтенант Г. В. Зимин командовал воздушной армией в Центральной группе войск, 24-й воздушной армией в Группе советских войск в Германии, где его первым заместителем служил автор этих строк. Характер у Зимина не ангельский, а подлинно командирский. Требовательный, жесткий, временами крутой, отвергающий неряшливость в делах или леность.

К себе же Георгий Васильевич был еще требовательнее. Вместе с тем он умел терпеливо слушать, и если докладывали по существу, что-то новое, нужное, то сразу брал это на вооружение. Г. В. Зимина отличала неуемная тяга к новой технике. Новые самолеты он всегда осваивал сам, будь то поршневые МИГ-3» «Харрикейн», ЯК-1, ЯК-7, ЯК-3 или реактивные МИМ 5, 17, 19 и 21. Будучи на любой должности, он первым изучал новый самолет м первым вылетал на нем.

Осенью 1960 года генерал- полковник Зимин Георгий Васильевич становится первым заместителем главнокомандующего Войсками ПВО страны. Должность высокая, ответственность- тоже. Справедливости ради надо сказать, что он был подготовлен выполнять еще больший объем работы и достоин еще более высокой должности.

Но заскорузлое мышление, шаблонный подход старших начальников сдерживали его дальнейшее продвижение. Не обошлось и без интриг. Позже Зимина назначают начальником Академии ПВО имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова.

Строй потерял его как выдающегося авиационного военачальника, но наука приобрела талантливого ученого. Вскоре ему присуждается степень доктора военных наук и присваивается звание профессора.

Воинское звание маршал авиации присвоено 5 ноября 1973 года.

С 1982 года- военный инспектор- советник Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. С мая 1992 года-в отставке. Жил в Москве на Мосфильмовской улице. Депутат Верховного Совета СССР 5-го и 6-го созывов (1958–1966).

Автор мемуаров «Истребители» и нескольких учебников по аэрогидродинамике и тактике истребительной авиации.

Умер 29 марта 1997 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Награды: Герой Советского Союза, два ордена Ленина, орден Октябрьской Революции, пять орденов Красного Знамени, два ордена Отечественной войны 1-й степени, три ордена Красной Звезды, орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, медали СССР. Иностранные ордена. Заслуженный военный лётчик СССР (1966)

Источник: Военно- исторический журнал 1992 № 6-7, стр. Автор маршал авиации Пстыго И.И.

podvignaroda.ru