Голованов Александр Евгеньевич

Голованов Александр Евгеньевич

18.05.2019 0 Автор Администратор
Голованов Александр Евгеньевич, Главный Маршал авиации СССР.
Биография: родился Голованов Александр Евгеньевич 7 августа 1904 года в семье капитана буксирного парохода и дочери казнённого народовольца Николая Кибальчича. В восьмилетнем возрасте его отдали в Александровский кадетский корпус.
Голованов Александр Евгеньевич

Голованов Александр Евгеньевич

В октябре 1917 года 13-летний Голованов вступил в Красную гвардию- благо рост был под два метра и сам он выглядел на 16 лет.

Работал с 1918 года курьером в конторе «Профсохлеб» Народного комиссариата продовольствия. По собственной автобиографии- в Красной Армии с мая 1919 года. Воевал на Южном фронте, разведчик 59-го стрелкового полка, был контужен в бою.
После демобилизации в октябре 1920 года Голованов вступил в ЧОН, а согласно собственной автобиографии работал в Центральном управлении снабжения Красной Армии и Флота- курьером, в Центропечати- агентом, в Волгосудстрое- на сплаве леса, агентом и в 5-м Волжском полку ГПУ в г. Нижний Новгород- электромонтером.
В 1924- 1933 годах работал в органах ОГПУ в особых отделах и на оперативной работе, занимал должности от уполномоченного до начальника отделения. Принимал участие в аресте Бориса Савинкова. В 21 год уже носил четыре шпалы на петлицах – полковник по более поздним понятиям. Работая в органах, дважды выезжал в командировки в Китай (провинция Синьцзян) в 1930 и в 1931 годах.
В 1929 году вступил в ВКП(б). В 1931–1933 годах был прикомандирован в Народный комиссариат тяжелой промышленности, где работал ответственным секретарём зам. наркома. В 1932 году окончил лётную школу Осоавиахима, с 1933 по 1941 годы работал в Аэрофлоте, где занимал должность пилота, командира отряда.
В январе 1935 года Александр Евгеньевич назначается начальником Восточно-Сибирского управления Гражданского воздушного флота (с центром в городе Иркутске). В 1937 году был исключён из партии, после чего уехал в Москву, «за правдой».
КПК выяснила, что исключен он ошибочно, но в Иркутск Александр Евгеньевич уже не вернулся, оставшись работать лётчиком в Московском управлении. Вскоре Голованов становится шеф-пилотом эскадрильи особого назначения. В 1938 году газеты писали о нем как о летчике-миллионере, то есть налетавшем миллион километров. Участвовал в боевых действиях на Халхин-Голе и в Советско-финской войне.
В январе 1941 года, по совету Якова Смушкевича (генерального инспектора ВВС), Голованов написал письмо Сталину о необходимости специальной подготовки летчиков дальней бомбардировочной авиации к полетам в плохую погоду, вне видимости земли. После личной встречи со Сталиным, Александр Евгеньевич в феврале 1941 года назначен командиром 212-го полка дальнебомбардировочной авиации, а с августа 1941 года- командиром 81-й авиационной дивизии дальнего действия.
Генерал-майор авиации (25 октября 1941). В феврале 1942 года был назначен командующим авиацией дальнего действия (АДД) Ставки Верховного Главнокомандования. Генерал-лейтенант авиации (5 мая 1942). С этого момента до конца войны руководил советской дальней авиацией, пользовался симпатией и доверием со стороны Сталина. Генерал-полковник авиации (26 марта 1943).
С декабря 1944 года- командующий 18-й воздушной армией, в которой была собрана вся дальнебомбардировочная авиация. Лично участвовал в осуществлении дальних бомбардировочных рейдов (например, в бомбардировке Берлина на начальном этапе Великой Отечественной войны).
По данным немецкой разведки: «Голованов, в числе немногих, имеет право на свободный доступ к Сталину, который называет его по имени в знак своего особого доверия». Маршал авиации с 3 августа 1943 года, Главный маршал авиации- с 19 августа 1944 года.
С апреля 1946 года Голованов Александр Евгеньевич- командующий дальней авиацией СССР. В 1948 году был снят со своего поста. В 1950 году окончил Академию Генерального штаба. В 1952 году был назначен командующим воздушно-десантным корпусом. В 1953 году, после смерти Сталина отправлен в запас. Свыше 10 лет работал начальником одного из училищ гражданской авиации.
Избирался депутатом Верховного Совета СССР II созыва (1946–1950).
Автор книги воспоминаний «Дальняя бомбардировочная», в которой большое внимание уделил своим встречам и взаимоотношениям со Сталиным. При жизни автора книга издавалась с значительными купюрами и не отдельным изданием, а в литературном журнале отдельными главами на протяжении пяти лет. Впервые издана полностью только в конце 80-х годов.
Женат на дочери крестьянина из Вологодской губернии. Дети- дочь Светлана (1934 г. рождения), дочь Тамара (1938 г. рождения), дочь Вероника (1943 г. рождения), дочь Ольга (1945 г. рождения), сын Святослав (1947 г. рождения).
Награды: два ордена Ленина (17.04.1940; 22.10.1941; 20.06.1949), три ордена Красного Знамени (17.11.1939; 3.11.1944), три ордена Суворова 1-й степени (23.01.1943; 17.04.1945; 18.08.1945), орден Красной Звезды (22.02.1968), медаль «Партизану Отечественной войны» I степени (11.09.1943), медаль «За оборону Москвы» (1.05.1944), медаль «За оборону Сталинграда» {22.12.1944), медаль «За отвагу» (28.10.1967), медали «За взятие Кенигсберга» (9.06.1945), «За взятие Берлина» (9.06.1945), «За победу над Германией» (9.05.1945), орден Крест Грюнвальда I степени (Польша), орден Сухэ-Батора (Монголия), орден Красного знамени (Монголия), орден «Боевые заслуги» (Монголия) , нак «Отличник Аэрофлота» и знаки «За безаварийный налет» 300 000 и 500 000 км.
Источник: okp.mil.ru