Биография летчика Покрышкина

Биография летчика Покрышкина

07.03.2019 0 Автор Администратор

Биография летчика Покрышкина Александра Ивановича, маршала авиации СССР, трижды «Героя Советского Союза».

Биография летчика Покрышкина А.И.: родился 6 марта 1913 года в городе Новониколаевске (ныне город Новосибирск) в семье рабочего- каменщика. В 15 лет после окончания 7 классов школы начал свою трудовую деятельность. Получил профессию слесаря-инструментальщика.

биография летчика покрышкина

Трижды Герой Советского Союза Покрышкин Александр Иванович

С июня 1932 года в рядах Рабоче- Крестьянской Красной Армии. В 1933 году окончил 3-ю Пермскую школу авиационных техников, в 1934-м- Курсы усовершенствования технического состава ВВС РККА имени К.Е. Ворошилова в городе Ленинграде.

Службу начал техником авиационного звена связи 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского военного округа. В это же время постигал азы летного искусства в Краснодарском аэроклубе. В 1939 года с отличием окончил 1-ю Качинскую военную авиационную школу пилотов имени А.Ф. Мясникова.

В качестве младшего летчика его направляют для дальнейшего прохождения службы в 55-й истребительный авиаполк (иап) ВВС Одесского военного округа. Одним из первых он освоил новый истребитель МиГ-3, поступивший на вооружение полка в апреле- мае 1941 года. 

Начало Великой Отечественной войны застало летчика- истребителя, старшего лейтенанта А.И. Покрышкина в должности заместителя командира эскадрильи 55-го иап ВВС Южного фронта.

Уже 23 июня 1941 года он открывает счет своим будущим многочисленным победам, уничтожив в воздушном бою в районе р. Прут вражеский истребитель «Me-109». В течение последующих месяцев в полосе действия Южного фронта отважный летчик сбивает еще несколько самолетов противника, активно участвует в штурмовках вражеских войск и ведении воздушной разведки.

Из наградного листа к ордену «Ленина»:

«Заместитель командира авиационной эскадрильи 55-го истребительного авиационного полка 20-й смешанной авиационной дивизии, старший лейтенант Покрышкин Александр Иванович пользуется исключительным авторитетом и уважением среди подчиненных и всего летного состава полка. Мужественно выполняет боевые задания по уничтожению немецких захватчиков. В борьбе с этими извергами, в неравных воздушных боях, был дважды сбит.

Выполняя задание командующего ВВС 9-й армии по разведке противника, был сбит в неравном бою, один, при помощи бойцов организовал вывозку своего самолета из тыла противника, но попав в окружение, по приказу командующего армией самолет сжег и совместно с бойцами 30-й стрелковой дивизии мужественно пробился из окружения.

В период с 15 по 20 сентября 1941 года получив специальное задание оказать содействие наземным войскам в захвате ст. Акимовка, в исключительно в неблагоприятных метеоусловиях, со звеном самолетов «Миг-3» пробивается к цели и отличным бомбометанием ФАБ- 50 зажигает станционные постройки и уничтожает забаррикадировавшихся там немцев, в результате чего станция Акимовка была занята нашими войсками.

Товарищ Покрышкин получил благодарность от командующего ВВС 9-й армии. Имеет 190 боевых вылетов, из них 144 на штурмовку. Один из лучших разведчиков в полку и дивизии». 22.12.1941 года приказом войскам Южного фронта № 065/н был награжден орденом «Ленина».

В марте 1942 года командованием авиаполка капитан Покрышкин Александр Иванович первый раз представляется к званию Героя Советского Союза.

В его наградном листе было отмечено, что «за время военных действий имеет 288 боевых вылетов, из них: на штурмовку войск противника- 63; на разведку войск противника- 133; на сопровождение своих бомбардировщиков- 19; на прикрытие своих войск- 29; на перехват самолетов противника- 36; на разведку со штурмовкой- 8».

К сожалению, обстоятельства сложились так, что высокая награда обошла героя.

Наградной лист к ордену «Красного Знамени»:

«Командир эскадрильи 16-го гвардейского истребительного авиационного полка 216-й смешанной авиационной дивизии гвардии капитан Покрышкин Александр Иванович с переходом на новую материальную часть самолета «Аэрокобра», за короткий период времени, выполняя задачи по прикрытию своих войск в районах Крымская, Абинская, Гладковские, колхозы Красный Табаковод, имени Кирова, водя группы в составе 8- 10 самолетов искал противника для его уничтожения.

Если сам не обнаруживал его, то запрашивал информирующие радиостанции, которые направляли его группу на подходящие самолеты противника.

В течении 12 апреля 1943 года, в трех воздушных боях, лично сбил три самолета «Ме- 109», которые падают горящими в районах Абинская и Троицкая. 15 и 16 апреля в воздушных боях сбил еще два «Ме-109». За этот короткий период времени на самолете «Аэрокобра» открыл свой счет пятью сбитыми самолетами противника.

Характерным боевым эпизодом является день 12 апреля 1943 года, когда группа 8 самолетов, ведущий капитан Покрышкин, в районе Троицкое, Мигрельская, Ольгинский вели воздушный бой с десятью «Ме-109». В этом бою, группа, под его командованием сбивает три «Ме-109», два из них сбил лично сам. Все сбитые самолеты Покрышкиным подтверждены экипажами и три из них командованием наземных частей.

С 9 по 16 апреля 1943 года его эскадрильей в воздушных боях уничтожено 16 самолетов противника». 22.04.1943 года награжден орденом «Красного Знамени».

Своей первой медали «Золотая Звезда» командир эскадрильи 16-го гвардейского авиаполка (216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) гвардии капитан А.И. Покрышкин удостоился 24 мая 1943 года за многочисленные победы в небе над Кубанью. Во время ожесточенных воздушных сражений в полной мере проявляется его незаурядный талант летчика- истребителя- новатора тактики воздушного боя.

Из наградного листа к званию «Героя Советского Союза»:

«Командир эскадрильи 16-го гвардейского истребительного авиационного полка 216-й смешанной авиационной дивизии гвардии капитан Покрышкин Александр Иванович в Отечественной войне участвует с 22 июня 1941 года. На поле боя имеет эффективных 354 боевых вылета, из них: на штурмовку войск противника- 62; на разведку войск противника- 202; на сопровождение- 37; на патрулирование- 36; на прикрытие своих войск- 17.

Участвовал в 54-х воздушных боях, в результате которых лично сбил 18 самолетов противника и 6 в групповом бою: 3- «Ме-110», 10- «Ме-109», 4- «Ю-88», 1- «Хе-126», 1- «ПЗЛ-24».

Штурмовыми действиями гвардии капитан Покрышкин уничтожил: автомашин с боеприпасами и грузом- 45, артиллерийских орудий разного калибра- 7, железнодорожных вагонов- 10, солдат и офицеров противника- более 200. Характерными боевыми эпизодами воздушных боев являются:

14 апреля 1943 года прикрывая свои войска группой в составе 8-ми самолетов «Аэрокобра», в районе восточнее Троицкое, встретили 4 «Ме-109». Гвардии капитан Покрышкин своему заместителю приказал по радио атаковать, сам лично, зашел одной паре «Ме-109» в хвост и с дистанции 40- 50 метров открыл огонь, в результате которого сбил одного из них.

Из атаки вышел вверх, горкой, и осмотревшись обнаружил еще 4 «Ме-109», которые выходили из- за облаков. Завязав с ними бой, сбил еще один самолет противника. За этот один вылет, на прикрытие своих войск, капитан Покрышкин сбил 2-х «Ме-109». После боя, запросил КП, куда ему идти. Получил распоряжение возвращаться на Краснодар. Придя в район Краснодар и не обнаружив противника, зная наличие горючего в баках, по своей инициативе, пошел обратно в район прикрытия своих войск.

Юго- восточнее Абинская, в предгорьях, увидел сзади догонявших их группу 4 «Ме-109». Приказав по радио свои летчикам развернуться и сам лично, в лобовую атаку, первым пошел в бой. В результате 3-х боев, в одном вылете, Покрышкин сбивает трех «Ме-109». Возвращаясь домой с победой, группа капитана Покрышкина имела 6 сбитых самолетов «Ме-109».

Вторым характерным эпизодом является 20 апреля 1943 года, при сопровождении бомбардировщиков в район Новороссийск: сопровождая их после выполнения задания 4 «Ме-109» пытались атаковать бомбардировщиков. Гвардии капитан Покрышкин не только не допустил их до строя бомбардиров, но и уничтожил одного шакала- им был сбит 1 «Ме-109». В плену и окружении не был, в части находится на лицо».

24 мая 1943 года Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР присвоено звание «Героя Советского Союза».

Наградной лист к ордену «Красного Знамени»:

«Заместитель командира 16-го гвардейского истребительного авиационного полка Герой Советского Союза, гвардии майор Покрышкин Александр Иванович после представления к званию «Героя Советского Союза», за период с 21 апреля по 4 мая 1943 года, ведя группы самолетов на прикрытие наших войск и сопровождение бомбардировщиков в районы совхозов Мысхако, Ахтырская, Н. Баканская в борьбе за Советскую Кубань в воздушных боях лично сбил 5 самолетов противника:

21.4.1943 года- 1 «Ме-109» в районе бухта Цемесская.

24.4.1943 года- 1 «Ме-109» в районе совхоза Мысхако 1.5 км.

30.4.1943 года- 1 «Ме-109» в районе Ахтырская, восточнее 2 км.

4.5.1943 года- 1 «Ю-87» в районе Н. Баканская, юго- восточнее 1 км.

4.5.1943 года- 1 «Ю-87» в районе Н. Баканская, западнее 5 км.

4 мая 1943 года прикрывая наши войска в районе Н. Баканская, 6 самолетов «Аэрокобра», ведущий Покрышкин, смело завязали бой с 4 «Ме-109» и 4 «Ю-87». Группа Покрышкина в этом бою сбила 4 самолета противника, из которых 2 «Ю-87» сбил лично гвардии майор Покрышкин. Своих потерь не имел. Все сбитые самолеты противника подтверждены летающими экипажами и командованием наземных частей».

24 августа 1943 года его грудь украсилась второй медалью «Золотая Звезда». Советское государство высоко оценило умелое руководство подчиненным личным составом, личное мужество и героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. К этому времени за плечами гвардии майора Покрышкина А.И. было 455 боевых вылетов.

Из наградного листа к ордену «Красного Знамени»:

«После присвоения звания «Дважды Герой Советского Союза», продолжая выполнять боевые задания на самолете «Аэрокобра» с 24.8.1943 года произвел эффективных 55 боевых вылетов. Из них: на прикрытие наземных войск- 39, на сопровождение бомбардировщиков- 1, на разведку- 1, на штурмовку наземных войск- 1, на перехват самолетов противника- 3, на прикрытие аэродромов- 2, на охоту- 8.

За этот период произвел 18 воздушных боев, в результате которых лично сбил пять самолетов противника:

19.9.1943 года- 1 «Ю-88» в районе 8 км западнее Астраханка.

21.9.1943 года- 1 «Ю-87» в районе Тифеибрун.

21.9.1943 года- 2 «Ю-88» в районе М. Такмак.

7.10.1943 года- 1 «Ю-88» в районе западная окраина Тамбовская.

Все сбитые самолеты подтверждены командованием наземных частей, радиостанциями наведения и летающими экипажами».

Из наградного листа к ордену «Суворова» 2-й степени:

«9-я гвардейская истребительная авиационная Мариупольская Краснознаменная ордена Богдана Хмельницкого дивизия под командованием гвардии полковника Покрышкина Александра Ивановича за период с 1 февраля по 30 апреля 1945 года участвовала в операциях по расширению плацдармов за реку Одер в районах Штейнау и Олау и в апрельскую операцию 1945 года.

Авиадивизии в этих операциях ставились задачи по завоеванию господства в воздухе и прикрытию наступающих наземных войск Красной Армии. С выполнением этих боевых задач дивизия справилась хорошо.

В апрельскую операцию авиадивизия прикрывала наземные войска в полосе наступления 4-й Танковой армии. Подавив полностью организованное противодействие ВВС противника, дивизия вместе с другими соединениями корпуса прочно обеспечивала наземным войскам сохранность переправ на реках Нейссе и Шпрее в самые ответственные моменты.

Этим было оказано содействие быстрой группировки частей 4-й Танковой армии в ходе упорных наступательных боев и развитию ими непрерывного и стремительного продвижения в южные пригороды Берлина, что завершилось соединением с наступающими на Берлин войсками 1-го Белорусского фронта и последующим изолированием вражеской столицы.

Одновременно авиадивизия прикрывала наземные части на Виттенбергском направлении и содействовала в овладении городом Виттенберг, за что 27.4.1945 года приказом Верховного Главнокомандующего личному составу дивизии объявлена благодарность.

За период апрельской операции с 16 по 30 апреля 1945 года произведено 1579 боевых самолето- вылетов с налетом 1533 часа, из них на прикрытие- 1319, на разведку- 134, на «охоту»- 34, на штурмовку- 41, других- 51. Произведено 37 воздушных боев, в которых сбито 44 самолета противника, свои потери 8 самолетов, 2 летчика.

Всего частями дивизии за период с 1 февраля по 30 апреля 1945 года произведено 2887 боевых самолето- вылетов с налетом 2772 часа, произведено 86 групповых воздушных боев, в которых сбито 102 самолета противника, свои потери за это время 19 самолетов, 12 летчиков.

Кроме того, штурмовыми действиями частей дивизии уничтожено на земле 6 самолетов противника, автомашин- 16, паровозов- 5, вагонов- 20, вызвано 27 очагов пожара».

Всего летчики 9-й гвардейской истребительной авиадивизии в годы Великой Отечественной войны уничтожили 1147 вражеских самолетов, а полковник А.И. Покрышкин выполнил более 600 боевых вылетов, принял участие в 156 воздушных боях, официально сбил 53 вражеских самолета лично и 6- в составе группы.

24 июня 1945 г. полковник А.И. Покрышкин участвует в знаменитом Параде Победы на Красной площади. Ему как прославленному герою доверяют нести штандарт 1-го Украинского фронта.

После окончания в 1948 году Военной академии имени М.В. Фрунзе (с золотой медалью) получает назначение в Войска противовоздушной обороны (ПВО) страны. Он успешно осваивает реактивную технику. Среди первых поднимается в небо на турбореактивном истребителе МиГ-9, поступившем на вооружение ВВС и ИА Войск ПВО страны.

С января 1949-го по июнь 1951 годов- заместитель командира 33-го (в июне 1949 года переименован в 88-й) истребительного авиакорпуса ПВО. В 1951-1955 гг.- командир этого же соединения. В августе 1953 года ему присваивают звание генерал-майора авиации.

В феврале 1955 года возглавляет истребительную авиацию Северо- Кавказской армии ПВО. Потом очередная учеба- слушатель авиационного факультета Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова (ныне- Военная академия Генерального штаба ВС РФ), которую А.И. Покрышкин окончил в 1957 году с отличием. 

В январе следующего года вступает в должность командующего 52-й воздушной армией ПВО Московского военного округа. В феврале ему присваивают очередное воинское звание- генерал-лейтенант авиации. В августе следующего года приказом Министра обороны СССР № 01393 А.И. Покрышкин назначен командующим 8-й армией ПВО- заместителем командующего войсками Киевского военного округа по противовоздушной обороне. Под его руководством объединение достигает высоких результатов в боевой и политической подготовке, с успехом решает сложные учебно-боевые задачи. 

В июле 1968 года генерал- полковник авиации А.И. Покрышкин назначен на должность заместителя главнокомандующего- члена Военного совета Войск ПВО страны. В следующем 1969 году, успешно защитив диссертацию по применению сетевого планирования в Войсках противовоздушной обороны, стал кандидатом военных наук.

11 ноября 1981 года приказом Министра обороны № 01067 он включен в состав Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР в качестве военного инспектора-советника.

Скончался прославленный маршал 13 ноября 1985 года, похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище, в Москве.

Имя маршала авиации Покрышкина Александра Ивановича увековечено в названиях улиц и площадей, учебных заведений, в памятниках и мемориальных досках Москвы, Ржева, Калининграда, Краснодара, Новосибирска, Новокузнецка и других городов России и ближнего зарубежья. Его именем названа малая планета № 3348, открытая советским астрономом Н.И. Черных, остров на Дальнем Востоке, новая станция Новосибирского метрополитена.

Награды: трижды «Герой Советского Союза», 6 орденов Ленина, орден Октябрьской Революции, 4 ордена Красного Знамени, 2 ордена Суворова 2-й степени, орден Отечественной войны 1-й степени, 2 ордена Красной Звезды, орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й ст., медалями, а также иностранными орденами и медалями.

Источник: encyclopedia.mil.ru.