Прошляков Алексей Иванович

Прошляков Алексей Иванович

22.02.2019 0 Автор Администратор

Прошляков Алексей Иванович, Маршал инженерных войск СССР, Герой Советского Союза.

Биография: родился 5 (18) февраля 1901 года, Голенищево, Рязанской губернии. В 1916 году он поступил в Александровскую учительскую семинарию города Рязани.

В Красной Армии с 1920 года. Служил в стрелковых войсках. С 1921 года командовал взводом и ротой, был помощником начальника школы младших командиров по политической части, участвовал в боях против басмачей в Туркестане. Член КПСС с 1921 года.

С 1926 года служил в инженерных войсках, был начальником полковой школы, помощником командира и командиром понтонного батальона. Окончил курсы усовершенствования комсостава РККА в 1931 и в 1938 годах.

С 1933 года служил в инженерном отделе штаба Белорусского военного округа. С 1938 года- начальник отдела инженерных войск штаба Бобруйской армейской группы. В сентябре 1939 года на базе этой группы была спешно сформирована 4-я армия, в которой Прошляков Алексей Иванович был назначен начальником инженерных войск.

В составе армии принимал участие в Польском походе РККА в Западную Белоруссию в сентябре 1939 года. В последующем, оставаясь на той же должности, руководил работами по инженерному оборудованию западной границы и по строительству Брестского укрепрайона и по перестройке в военных целях Днепровско-Бугского канала.

В боях Великой Отечественной войны с первого дня. Как начальник инженерных войск армии организовывал спешное строительство инженерных укреплений в районе Бобруйска и Могилёва. Во-многом благодаря этим работам советским войскам удалось почти месяц вести героическую оборону Могилёва от превосходящих войск противника.

В июле 1941 года военинженер 1 ранга Прошляков назначен заместителем начальника инженерного управления Центрального фронта (1-го формирования), с конца августа 1941 года- на такой же должности на Брянском фронте. Отличился в оборонительном этапе битвы за Москву, участвовал в подготовке Тульского оборонительного рубежа и строительстве укреплений вокруг Тулы, которые противнику так и не удалось прорвать.

Заместитель командующего- начальник инженерных войск Донского фронта, генерал- майор Прошляков Алексей Иванович в период подготовки и разгрома Сталинградской группировки противника, показал себя высококультурным, технически и оперативно грамотным генералом инженерных войск. План инженерного обеспечения операции, разработан в соответствии общего оперативного плана разгрома.

Инженерные войска фронта, под его командованием, обеспечили бесперебойное форсирование реки Дон. Ударные группы соединений 21-й и 65-й армий были переправлены в течении 4-х часов, что способствовало внезапному нанесению удара противнику. Понтонные, саперные части работали отлично. Инженерно- минные батальоны разграждали пути прохода в заграждениях противника для наступающих войск, полностью обеспечили наступающие пехоту и танки.

Части фронта не несли потерь от заграждений противника. Много уделял внимание практическому руководству инженерных войск фронта. В ходе боя, поверял свои планы инженерного обеспечения, доходил до батальона, а когда было нужно, был в роте у бойца, показывая личный пример бесстрашия и храбрости. В оперативном решении вопросов инженерного обеспечения операций, показал себя решительным, смелым, умеющим сколотить руководство инженерных войск фронта.

В период разгрома Сталинградской группировки противника, инженерные войска с задачей справились с честью. 14.02.1943 года награжден орденом «Красного Знамени».

Начальник инженерных войск Центрального фронта генерал- майор Прошляков А.И.  в подготовительный период к июльским операциям 1943 года проделал большую, подготовительную работу по подготовке инженерных войск фронта, прочной обороны по оборудованию оборонительных рубежей, созданию непреступных минных: противопехотных, противотанковых полей управляемых и наступательного действия.

В направлении главного удара противника /Орловско- Курского/ сумел обеспечить выброску инженерных средств заграждения ПТМ- 82125, ППМ- 57480. В период развития операции, с 5 по 12 июля, когда немцы подбрасывали новые силы танков и пехоты, угрожая прорыву обороны, были созданы подвижные отряды заграждений, которые в ходе боя, во взаимодействии с другими родами войск, показали мощную силу борьбы против танков.

В результате упорной, настойчивой работы начальника инженерных войск Прошлякова А.И., конкретного руководства выездом в части на поле боя, инженерные войска Центрального фронта уничтожили на минных заграждениях 396 танков и около 4000 пехоты противника. 27.08.1943 года награжден орденом «Отечественной войны» 1-й степени.

В период форсирования реки Днепр войсками 61-й и 65-й армий, неоднократно выезжал в войска для обеспечения подготовки форсирования. В частях сумел организовать изготовление и сбор подручных переправочных средств силами войск, чем значительно способствовал успешному форсированию реки Днепр частями первого эшелона этих армий. 18.10.1943 года, Прошляков А.И., лично руководил наводкой моста через р. Днепр в районе Каменка, производимой частями 14-й Новгород- Северской бригады.

Находясь в районах переправ своевременно маневр переправочных средств на участках главных направлений. Успеху форсирования реки Днепр войсками 61- и 65-й армий в значительной степени способствовала своевременная перегруппировка понтонных батальонов и переправочных фронтовых парков.

Так мост, через реку Днепр, в районе Неданчичи, на участке 61-й армии был построен в течении двух суток, с момента начала форсирования. 15.01.1944 года награжден орденом «Суворова» 2-й степени.

Генерал- лейтенант инженерных войск, начальник инженерных войск 1-го Белорусского фронта Прошляков Алексей Иванович хорошо разработал и умело осуществил план инженерного обеспечения наступления войск 1-го Белорусского фронта в июне- июле 1944 года, что содействовало успешному наступлению войск фронта.

Сумел правильно организовать взаимодействия инженерных войск с наступающими войсками, в результате чего своевременно и успешно были форсированы реки Днепр, Березина, Друть, Западный Буг и разминированы маршруты. 29.07.1944 года награжден орденом «Кутузова» 1-й степени.

Генерал- полковник- инженерных войск Прошляков А.И. деятельно, старательно и энергично готовил зимнюю наступательную операцию фронта в инженерном отношении. Хорошо обеспечил инженерным оборудованием Вислинские плацдармы, мостового строительства через реку Висла, в тяжелых условиях осеннего ледохода (1944) применяя методы передовых частей, помог взломать передний край сильно укрепленных позиций противника и в достаточной степени обеспечил операцию в материально- техническом отношении.

В ходе операции сумел правильно организовать взаимодействие инженерных войск с наступающими войсками, в результате чего было хорошо обеспечено в инженерном отношении преследование противника и овладение рубежами по рекам Пилица, Варта, Бзура, прорыв Влоцлавско- Вартовского и Познанского рубежей обороны противника, включительно до долговременного пограничного рубежа Германии /Померанский УР и «Одерский четырехугольник»/. 6.04.1945 года награжден орденом «Ленина».

Указом Президиума Верховного Совета СССР присвоено звание «Героя Советского Союза» с вручением медали «Золотая Звезда» и ордена «Ленина».

После войны с июля 1945 года был начальником инженерных войск- заместителем Главнокомандующего Группы советских войск в Германии. В 1951 году окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба. С 1951 года- начальник Управления боевой подготовки инженерных войск Советской Армии. С 1952 года на протяжении 13-ти лет был начальником Инженерных войск Советской Армии.

С февраля 1965 года и до конца жизни- военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Умер 12 декабря 1972 года, в Москве. Похоронен на Новодевичье кладбище.

Источник: ЦА МО РФ, ф. 33, оп. 682525, д. 19, л. 220, там же. Ф. 33, оп. 682525, д. 40, л. 443, там же, ф. 33, оп. 686043, д. 3, л. 339, там же, ф. 33, оп. 686043, д. 92, л. 287, там же, ф. 33, оп. 686046, д. 44, л. 107.