Борзов Иван Иванович- маршал авиации

Борзов Иван Иванович- маршал авиации

04.07.2019 0 Автор Администратор
Борзов Иван Иванович, маршал авиации СССР, Герой Советского Союза.
Биография: Борзов Иван Иванович родился 8 (21) октября 1915 года в деревне Старое Ворово  Егорьевского уезда Рязанской губернии, ныне деревня Ворово в составе Сельского поселения Дмитровское Шатурского района Московской области.
борзов иван иванович

борзов иван иванович

В Москве окончил школу-семилетку, фабрично-заводское училище, работал на стройке. Окончил Московский авиационный техникум, одновременно занимался в аэроклубе Осоавиахима.

На военную службу призван по спецнабору Осоавиахима в Рабоче-Крестьянский Красный Флот в 1935 году. Окончил Ейскую военную школу морских лётчиков и лётчиков- наблюдателей ВВС РККА имени И. В. Сталина в 1936 году.

С ноября 1936 года служил в ВВС Черноморского флота: старшина-лётчик, с декабря 1937 года- старший лётчик 43-й скоростной бомбардировочной эскадрильи ВВС флота. С марта 1939 года служил в ВВС Тихоокеанского флота: старший лётчик 4-го минно- торпедного авиационного полка.

В конце 1939 года с группой лётчиков флота был срочно переброшен на Балтику и участвовал в советско-финской войне. Совершил 25 боевых вылетов, награждён орденом. После завершения боевых действий оставлен на Балтике и в мае 1940 года зачислен командиром звена в 1-й минно-торпедный авиационный полк ВВС Балтийского флота.

В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Тогда же назначен заместителем командира эскадрильи 1-го минно-торпедного авиационного полка ВВС Балтийского флота. Сразу выделился мужеством. В июле 1941 года привёл на свой аэродром горящую машину и посадил её, получив тяжелые ожоги.

Но в августе 1941 года совершил дисциплинарный проступок: с целью показать командованию умение пилотировать истребители, самовольно поднял в воздух И-16, находившийся в авиаремонтных мастерских, и выполнял фигуры высшего пилотажа. Бак оказался почти пустым, и самолёт вскоре после взлёта упал с малой высоты на землю. За этот проступок 13 сентября 1941 года был осуждён военным трибуналом  Ленинградского военно-морского гарнизона к 10 годам лишения свободы с отсрочкой наказания до конца войны «за нарушение воинской дисциплины, повлекшее аварию самолёта».

Продолжал воевать, только был понижен в должности. В том же сентябре 1941 года был сбит над вражеской территорией при бомбёжке одной из станций. Выпрыгнул с парашютом, через три дня вывел через линию фронта к своим свой экипаж и группу попавших в окружение красноармейцев. Через несколько дней снова назначен заместителем командира эскадрильи в 57-м штурмовом авиационном полка ВВС флота. Большинство своих боевых вылетов в 1941- 1942 годах произвёл, как и другие лётчики флотской авиации, не против военно-морских сил врага, а против его сухопутных войск, что было связано с крайне неблагоприятной ситуацией на фронте.

С апреля 1942 года- вновь в своём «родном» 1-м минно-торпедном полку, которому за массовый героизм личного состава и высокие боевые результаты 18 января 1942 года было присвоено гвардейское  наименование и он стал именоваться 1-м гвардейским минно-торпедным авиационным полком. Сразу назначен командиром эскадрильи.

С января 1943 года- инспектор по технике пилотирования 8-й авиационной бригады ВВС флота, с августа 1943 года- инспектор-лётчик 1-го гвардейского минно-торпедного полка. В сентябре 1943 года командиром этого полка был назначен майор Иван Иванович Борзов. С весны 1943 года ВВС флота вернулись к нанесению ударов по морским коммуникациям и базам врага. Борзов отличился в прорыве блокады Ленинграда и в Ленинградско- Новгородской операции.

Из наградного листа к ордену «Отечественной войны» 2-й степени:

«Командир 1-й Краснознаменной авиационной эскадрильи 1-го гвардейского минно- торпедного авиационного полка, гвардии капитан Борзов Иван Иванович бесстрашный, смелый, волевой, в совершенстве владеющий боевой машиной командир- летчик. За короткий срок, 1,5 месяца, переучил летный состав, 10 человек, прибывших с самолетов «МБР-2». С мая по 31 октября 1942 года на самолете «ДБ- 3 ф» произвел 29 успешных боевых вылетов. Бомбил военно- морские базы- Хельсинки, Котка, Таллин, аэродромы- Сиверская, Красногвардейск, Котлы. В июле и августе летал на постановку мин на фарватер Котка.

13 августа 1942 года бомбовым ударом по порту Котка вызвал несколько очагов пожара, что подтверждено последующими экипажами. 17.08.1942 года бомбовым ударом вызвал очаг пожара в районе целлулойдного завода в городе Котка. 20 .08.1942 года произвел ампулометание по порту Котка; В результате возникли два очага пожара, которые были видны за 40- 60 клм по наблюдению других экипаже.

22.08.1942 года произвел бомбоудар по базе торпедних катеров Лахденпохья. Возник один очаг пожара, подтверждено последующими экипажами. 25.08.1942 года в результате бомбоудара по городу Хельсинки последующие экипажи наблюдали два очага пожара. 15.09.1942 года произвел бомбоудар по портовым сооружениям и кораблям порта Таллин, экипаж наблюдал разрывы бомб на причалах и в старой гавани, где возник взрыв.

21.09.1942 года бомбовым ударом по железной дороги станция Луга вызвал в районе станции пожар, что подтверждено другими экипажами. 22.09.1942 года бомбовым ударом по железнодорожной станции Красногвардейск вызвал очаг пожара в районе железнодорожных построек. 25.09.1942 года на аэродроме Сиверская в результате бомбоудара возникло два очага пожара, что подтверждено последующими экипажами.

12.10.1942 года произвел бомбоудар по базе Лахденпохья , где в западной части возникло два очага пожара, подтверждено последующими экипажами. Авиаэскадрилья под руководством капитана Борзова с 24 июня по 31 октября 1942 года произвела 290 успешных боевых вылетов».

Приказом Командующего Краснознаменным Балтийским флотом № 7 от 14 января 1943 года был награжден орденом «Отечественной войны» 2-й степени.

Из наградного листа к ордену «Красного Знамени»:

«Командир 1-го гвардейского минно- торпедного авиационного полка, 8-й минно- торпедной авиационной дивизии ВВС КБФ, гвардии майор Борзов Иван Иванович за период Великой Отечественной воины произвел свыше 90 боевых вылетов преимущественно в ночных условиях на самолете «ДБ- 3» и «ДБ- 3 ф».

За время своей боевой деятельности майор товарищ Борзов выполнял разнообразнейшие задания командования, по заданию Командующего КБФ производил разведку военных портов Германии, наносил сильные бомбардировочные удары по военно- морским базам противника: Мемель, Данциг, Котка, Хельсинки и другим. Бомбил аэродромы, мотомехчасти и живую силу противника.

Летал на постановку мин и торпедирование кораблей врага. 30 июня 1941 года после выполнения боевого задания в районе города Двинск самолет товарища Борзова был подожжен истребителями противника. Несмотря на то, что получил тяжелый ушиб левой ноги и тяжелые ожоги лице и рук товарищ Борзов выпрыгнул с парашютом и через несколько дней пришел с территории занятой противником.

Во время выполнения сложных боевых заданий экипаж неоднократно подвергался ожесточенным атакам истребителей противника, благодаря мужеству и смелости командира и всего экипажа самолет бомбардировщик зачастую выходил победителем и в неравных схватках в воздушных боях экипажем сбито 5 самолетов истребителей противника.  В течение 1942 года произвел свыше 30 боевых вылетев на бомбоудары по Военно- Морским базам Хельсинки‚ Таллин, Котка, производил залеты на аэродромы противника Сиверская, Красногвардейск, Котлы и другим.

В результате смелых боевых налетов нанесен крупный ущерб военно- морским базам, аэродромам и другим объектам противника, вызваны десятки сильных очагов пожаров и взрывов. Волевой, бесстрашный и умелый командир- воспитатель- летчик в совершенстве владеющий самолетом- торпедоносцем. После последнего награждения майор Борзов произвел 9 ночных боевых вылетов из них: один полет на Псков, один на бомбоудар по ВМБ Котка, 6 полетов на постановку мин и один крейсерский полет на уничтожение кораблей противника. Все поставленные командованием боевые задачи майор товарищ Борзов выполняет успешно.

За время войны из рядового летчика- командира звена вырос до командира полка и с поставленными перед ним задачами справляется хорошо. Будучи инспектором- летчиком Управления 8-й МТАД много положил сил, уменья и сноровки на повышение боевой выучки летного состава.

Имея исключительно хорошую летную подготовку и большую боевую практику переучил не один десяток боевых летчиков на новую для них материальную часть самолетов «Бостон» и «ДБ-З ф». Провел исключительно сложные всесторонние испытания самолета «Бостон»- как торпедоносца, определил его дальность, высотность, режимы полета, расход горючего, размеры аэродромов необходимые для эксплуатации, в результате эти самолеты получили возможность применения на дальние коммуникации Балтийского моря.

Вступив в командование 1-го ГМТАП майор товарищ Борзов резко улучшил боевую работу авиаполка. Поднял дисциплину летного, технического и всего личного состава полка. 3а время пребывания в должности командира полка, летчики гвардейцы под командованием гвардии майора товарища Борзова нанесли крупный ущерб противнику, потопив 2 танкера и 13 транспортов общим водоизмещением в 71.000 тонн».

За умелую подготовку летного состава на новой материальной части, за руководство вверенным полком в результате чего нанесен огромный ущерб противнику, за смелость и мужество проявленные в боях, за лично произведенные 9 ночных боевых вылетов, гвардии майор Борзов Иван Иванович, приказом Командующего Краснознаменного Балтийского флота № 99 от 14 октября 1943 года был награжден орденом «Красного Знамени».

Из наградного листа к ордену «Красного Знамени»:

«Командир 1-го гвардейского минно- торпедного авиационного полка, 8-й минно- торпедной авиационной дивизии ВВС КБФ, гвардии майор Борзов Иван Иванович смелый, волевой, в совершенстве владеющий боевым самолетом- торпедоносцем летчик, хороший офицер руководитель. Пользуется исключительным авторитетом среди летного состава.

С начала Отечественной войны произвел около 130 боевых полетов. Наносил бомбардировочные удары по ВМБ противника: Мемель, Данциг, Хельсинки, Котка,Таплин. Бомбил аэродромы противника Сиверская, Красногвардейск, Котлы, Псков и другие. Произвел десятки боевых вылетов на бомбоудары по мотомехчастям и танкам противника в районы Двинск, Псков, Красногвардейск. Выполняя боевые задания проявляет исключительную смелость, бесстрашие, героизм и мастерство удара,

При выполнении боевых заданий был сбит истребителями противника в районе Двинск, в этом бою товарищ Борзов получил тяжелые ожоги лица и рук и контузию левой ноги, после лечения вновь вступил в семью испытанных боевых летчиков и продолжал с още большой ожесточенностью громить немецко- фашистских захватчиков. Вторично был сбит зенитной артиллерией противника в районе Красное Село, выпрыгнув с парашютом И.И. Борзов приземлился на территории противника, преодолевая все опасности через 7 дней пробрался через линию фронта и снова приступил к выполнению ответ ответственейших заданий командования.

Будучи инспектором- летчиком по технике пилотирования переучил десятки летчиков на новую для них матчасть, кроме того провел большую работу по испытанию самолета «А- 20 Ж» и доказал возможность его применения как торпедоносца. За период Отечественной войны из рядового летчика- командира звена вырос до командира полка. Вступив в командованием 1-го гвардейского минно- торпедного авиаполка 19 сентября 1943 года, энергично взялся за налаживание боевой работы, за повышение боевой подготовки летчиков и улучшение дисциплины полка в целом.

Плоды кропотливой и умелой работы вскоре показала своих результаты- летчиками 1-го ГМТАП под командованием гвардии майора Борзова И.И. с 19 сентября 1943 года потоплено 26 ТР ТР, 3 танкера и 1 тральщик противника общим водоизмещением 129.200 тонн, постановлено 151 штук мин в разные фарватеры противника. Гвардии майор Борзов первым применил и показал всему летному составу полка возможность торпедирования кораблей противника в лунную ночь по лунной дорожке.

В трудных условиях с 12 октября 1943 года произвел успешный крейсерский полет в результате которого обнаружил и потопил ТР противника водоизмещением в 5.000 тонн. Умелый и хороший руководитель полка. 3а время командования полком заметно улучшилась боевая работа летного состава и повысилась дисциплина в полку, также улучшена организация боевой работы и боевой подготовки личного состава полка».

За умелую и кропотливую работу по вводу в строй летного состава, за умелое руководство полком, за отличное выполнение заданий вышестоящего командования, за проявленные смелость и мужество в боях с немецкими захватчиками и за потопление после последнего награждения ТР противника водоизмещением в 9.000 тонн гвардии майор Борзов Иван Иванович приказом Командующего Краснознаменного Балтийского флота № 4 от 17 января 1944 года был награжден орденом «Красного Знамени».

Отличался мужеством и высоким воинским мастерством. К июлю 1944 года совершил 147 боевых вылетов, потопил сторожевой корабль и два транспорта противника. За эти подвиги ему было присвоено звание Героя Советского Союза. 

Из наградного листа к званию «Герой Советского Союза»:

«Командир 1-го гвардейского минно- торпедного авиационного Краснознаменного полка, 8-й минно- торпедной авиационной Гатчинской Краснознаменной дивизии ВВС КБФ, гвардии майор Борзов Иван Иванович в Отечественной войне принимает участие с 22 июня 1941 года. Смелый, решительный, волевой летчик отлично владеющий самолетом- торпедоносцем, хороший офицер- руководитель, пользующийся огромным авторитетом среди личного состава, умеющий грамотно передать опыт накопленной боевой работы своим подчиненным.

За время Отечественной воины произвел 147 боевых вылетов и нанес противнику значительный ущерб производя бомбоудары по его Военно- Морским базам: Мемель, Данциг, Хельсинки, Котка, Таллин; по аэродромам: Сиверская, Красногвардейск, Псков, Котлы и другие.

Произвел также десятки боевых вылетов на уничтожение живой силы, мотомехчастей и танков противника и на постановку мин на его морских коммуникациях. При выполнении- боевых заданий проявляет исключительную смелость, находчивость и героизм, в любых сложных условиях ищет врага и уничтожает его точными бомбовыми и торпедными ударами.

30 июня 1941 года в районе Двинска гвардии майор Борзов был сбит истребителями противника. В этом воздушном бою его экипажем было уничтожено 5 истребителей противника. Несмотря на полученные сильные ожоги лица и рук и контузию левой ноги гвардии майор Борзов через короткий промежуток времени возвратился из госпиталя и снова вступил в боевую семью воздушных бойцов.

16 сентября 1941 года в районе Тосно в воздушном бою самолет гвардии майора Борзова был подожжен и получил большие повреждения. Товарищ Борзов не теряя самообладания и проявив исключительную выдержку и находчивость, на самолете потерявшем управление и объятый пламенем, произвел вынужденную посадку на территории противника. Преодолевая все препятствия в течение 6 суток пробирался по территории занятой противником и вывел весь экипаж в расположение частей Красной Армии, а в скором времени снова с еще большей ожесточенностью продолжал громить немецких захватчиков.

17.08.1942 года нанося бомбоудар по ВМБ Котка вызвал большой очаг пожара в расположений целлулоидного, завода.

20.08.1942 года в результате бомбового удара по порту Котка возникли 2 сильных очага повара, которые были видны на расстоянии 40- 60 км.

22.08.1942 года произвел бомбоудар по базе торпедных катеров в Ланденпохе, где возникло 2 больших очага пожара.

25.08.1942 года в результате бомбоудара вызвано 2 сильных очага пожара в г. Хельсинки. 15.09.1942 года в результате бомбоудара по портовым сооружениям и ТР ТР противника в ВМБ Таллин наблюдались сильные взрывы и возникли очаги пожара на причалах и в старой гавани.

20.09.1942 года в Финском заливе торпедирован и потоплен СКР водоизмещением 600 тонн. 28.09.1942 года в результате бомбового удара возник большой очаг пожара в расположении железнодорожных построек на станции Красногвардейск. 18.10.1942 года применив свои новый метод торпедирования кораблей в лунную ночь по лунной порожке в Балтийском море потопил транспорт водоизмещением 5000 тонн.

За отвагу и мужество проявленные в боях с немецкими захватчиками, за отличные выполнение заданий командования награжден 3-я орденами «Красного Знамени» и орденом «Отечественной войны» 2-й степени».

После последнего награждения, 07.04.1944 года, выполняя ответственное боевое задание крейсерский полет в Балтийском море экипажем был обнаружен транспорт противника водоизмещением 12000 тонн, шедший в охранении 2-х ТЩ и 1-го СКА. Несмотря на. сильное противодействие ЗА и автоматов с кораблей противника, транспорт был торпедирован и затонул. Кроме того гвардии майор Борзов проделал большую работу по испытанию самолета «А- 20- Ж», первым применил и доказал возможность торпедирования кораблей противника в лунную ночь по лунной дорожке, подготовил и ввел в строй на новой матчасти на самолете «А- 20- Е» десятки летчиков торпедоносцев.

Вступив в командование 1-м ГМТАКП энергично взялся за улучшение организации боевой работы полка, повседневно и упорно борется за повышение боевой подготовки летного состава, прививая упорство, выдержку и настойчивость при поиске и уничтожении противника. Умелый и хороший руководитель, за время его командования заметно улучшилась организация боевой работы и боевой подготовки личного состава. Плоды упорной, кропотливой работы показали свои результаты- летчиками 1-го ГМТАКП под командованием гвардии майора Борзова за период с 19.09.1943 года произведено 920 самолето- вылетов, потоплено 48 кораблей и транспортов противника общим водоизмещением 221700 тонн».

За огромный ущерб нанесенный противнику, за проявленное мужество и храбрость в боях с немецкими захватчиками, за потопление 1 СКР и 2-х транспортов противника общим водоизмещением 17000 тонн, за отличную организацию боевой работы полка, в результате чего летчиками полка потоплено 48 кораблей и транспортов противника общим водоизмещением 221700 тонн, гвардии майору Борзову Иван Ивановичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июля 1944 года было присвоено звание «Героя Советского Союза».

Из наградного листа к ордену «Ушакова» 2-й степени:

«Командир 1-го гвардейского минно- торпедного авиационного Краснознаменного полка, 8-й минно- торпедной авиационной Гатчинской Краснознаменной дивизии ВВС КБФ, гвардии подполковник Борзов Иван Иванович в Отечественной войне принимает участие с 22 июня 1941 года. При выполнении боевых заданий командования настойчиво отыскивает боевые корабли и транспорта противника, точными торпедными атаками уничтожает их.

За период боевой работы произвел 149 боевых вылетов и нанес противнику огромный ущерб, уничтожая на его водных коммуникациях и в Военно- Морских базах корабли и транспорта с живой силой и техникой. Лично Гвардии подполковником Борзовым в Балтийском море торпедированы и потоплены 3 транспорта противника общим водоизмещением 23000 тонн. За отличное выполнение боевых заданий командования Гвардии подполковник Борзов награжден четырьмя орденами “Красного Знамени», орденом “Отечественной войны» 2-й степени и присвоено звание «Героя Советского Союза».

После последнего награждения 16.09.1944 года, произвел крейсерский полет с торпедой в Балтийское море, обнаружил транспорт противника водоизмещением 6000 тонн, мастерски атаковал его, после чего экипаж наблюдал сильный взрыв в кормовой части, транспорт загорелся и через 2 минуты затонул. Подполковник Борзов отличный офицер- руководитель, как боевой командир среди личного состава пользуется большим авторитетом и уважением. Имея богатый боевой опыт, повседневно занимается воспитанием летного состава, добивается отличной боевой выучки, прививая им настойчивость, мужество и храбрость. 

За время командования полком летчиками 1-го ГМТАКП произведено: 1081 боевых вылета на уничтожение кораблей и транспортов противника и постановку мин на коммуникациях и военно- морских базах противника в Балтийском море. За этот же период полком потоплено: 83 транспорта общим водоизмещением 422500 тонн, один миноносец, 4 подводные лодки, 4 танкера общим водоизмещением 25000 тонн, 3 тральщика,2 СКР, повреждено: 1 транспорт и 1 СКР».

За отличную организацию и руководство боевой работой полка, в результате чего уничтожено. 83 транспорта, 1 миноносец, 4 подводные лодки, 4 тральщика, 2 СКР и за потопление лично транспорта противника водоизмещением 6000 тонн Герой Советского Союза Гвардии подполковник Борзов Иван Иванович приказом Командующего Краснознаменного Балтийского флота № 110 от 22 сентября 1944 года награжден орденом «Ушакова» 2-й степени.

Командовал полком до января 1945 года, когда был отозван с фронта и назначен помощником начальника 4-го Николаевского военно-морского авиационного училища по лётной подготовке. Член ВКП(б) с 1942 года.

После войны был направлен на учёбу в Военно-морскую академию, которую с отличием окончил в 1948 году. С ноября 1948 года- на преподавательской работе там же. С июня 1949 года- командир 3-й минно-торпедной авиационной дивизии в 5-го ВМФ СССР на Тихом океане. С декабря 1951 года- начальник штаба- заместитель (с октября 1952- первый заместитель) командующего ВВС 5-го ВМФ (один из двух существовавших тогда советских флотов на Тихом океане с главной базой во Владивостоке).

С мая 1953 года-  командующий ВВС Северного флота. С августа 1954 года- начальник Центральных лётно-тактических курсов усовершенствования офицерского состава авиации ВМФ. С ноября 1955 года- командующий ВВС 4-го ВМФ (Балтийское море). С января 1956 года- командующий ВВС Балтийского флота. С декабря 1957 года-  первый заместитель командующего, с декабря 1960 года- заместитель командующего, а с мая 1962 года до конца жизни- командующий авиацией Военно-Морского флота СССР.

Маршал авиации СССР Борзов Иван Иванович умер 4 июня 1975 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Награды: медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза, указ от 22 июля 1944 года, два ордена «Ленина», шесть орденов «Красного Знамени», орден «Ушакова» 2-й степени, орден «Отечественной войны» 2-й степени, два ордена «Красной Звезды», медали СССР, орден «За боевые заслуги» (Монголия).

Источник: podvignaroda.ru